Новости
24.08.2017

День ап. Варфоломея

Церковь отмечает память апостола.
06.08.2017

Преображение

Церковь праздновала торжество Преображения нашего Господа.
25.07.2017

День ап. Иакова Старшего

Церковь отмечала память апостола.
22.07.2017

День Марии Магдалины

Церковь отмечала память жён-мироносиц.
21.07.2017

Молитвенная просьба

В рамках издательского проекта Церкви Ингрии ко Дню Реформации планируется издание Библии с лютеранскими комментариями. Просьба молиться о том, чтобы проект был завершён в срок.

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Главная страница / Литургика / Календарь святых (расширенный)

Календарь святых (расширенный)

Январь

2 января – Иоганн Конрад Вильгельм Лёэ 
10 января – Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский
20 января – Сарра, жена Авраама
27 января – Иоанн Златоуст
28 января – Фома Аквинский

Февраль

5 февраля – Иаков, Патриарх
10 февраля – Силуан, сотрудник Павла
13 февраля – Акила, Прискилла, Аполлос
14 февраля – Кирилл и Мефодий
15 февраля – Филимон и Онисим
16 февраля – Филипп Меланхтон
18 февраля – Мартин Лютер, реформатор
23 февраля – Поликарп Смирнский

Март

7 марта – Перпетуя и Фелицитата
8 марта – Кирилл Иерусалимский
19 марта – Иосиф Обручник
31 марта – Иосиф, Патриарх

Апрель

9 апреля – Микаэль Агрикола / Дитрих Бонхёффер
21 апреля – Ансельм, епископ Кентерберийский

Май

2 мая - Афанасий Александрийский
5 мая – Фридрих Мудрый
6 мая – Георгий Победоносец
7 мая – Карл Вальтер
9 мая – Иов, патриарх
21 мая – император Константин и Елена
24 мая – Есфирь

Июнь

1 июня – Иустин Философ и Мученик
8 июня – Соломон
9 июня – Ефрем Сирин
12 июня – I Вселенский Собор в г. Никея
14 июня – Елисей, пророк
26 июня – Иеремия, пророк
27 июня – Кирилл Александрийский
28 июня – Ириней Лионский

Июль

1 июля – Аарон
6 июля – Исаия, пророк
13 июля – Иоиль, пророк
16 июля – Руфь
20 июля – Илия, пророк
21 июля – Иезекииль, пророк
28 июля – И. С. Бах, Г. Шютц, Г. Ф. Гендель
29 июля – Мария, Марфа и Лазарь
31 июля – Иосиф Аримафейский и Никодим

Август

3 августа – Иоанна, Мария и Саломия, жёны-мироносицы
16 августа – Исаак, патриарх
17 августа – Иоганн Герхардт
20 августа – Самуил, пророк
28 августа – Августин Гиппонский
29 августа – усечение главы Иоанна Крестителя

Сентябрь

1 сентября – Иисус Навин
2 сентября – Анна, пророчица
3 сентября – Григорий Великий
4 сентября – Моисей, пророк
5 сентября – Захария и Елисавета
16 сентября – Киприан Карфагенский
22 сентября – Иона, пророк
30 сентября – Иероним Стридонский

Октябрь

9 октября – Авраам, патриарх
11 октября – Филипп, диакон
16 октября – Лукас Кранах Старший
17 октября – Игнатий (Богоносец) Антиохийский
25 октября – Тавифа, Лидия и Фива
26 октября – Филипп Николаи, Пауль Герхардт, Иоганн Герман

Ноябрь

9 ноября – Мартин Хемниц
23 ноября – Климент Римский
29 ноября – Ной

Декабрь

4 декабря – Иоанн Дамаскин
6 декабря – Николай Мирликийский
7 декабря – Амвросий Медиоланский
17 декабря – Даниил и три отрока (Седрах, Мисах и Авденаго)
19 декабря – Адам и Ева
29 декабря – Давид, пророк 

__________

27 января – Иоанн Златоуст (ок. 347-407)

Этот известный церковный деятель древности родился в Антиохии. Его мать была праведной женщиной. Иоанн посещал несколько хороших школ, а затем начал интересоваться изучением философии. Однако человеческое знание не удовлетворило его, и на время он удалился от мира и стал жить в пустыне с монахами. Там он жил очень простой жизнью и всё своё время проводил в изучении Священного Писания. Но его тело было недостаточно сильно, чтобы вести подобный образ жизни; Иоанна поразила болезнь, так что он был вынужден вернуться в Антиохию. В возрасте 34 лет он начал служение в приходе. Спустя пять лет он был рукоположен в пресвитеры, или пасторы, и очень успешно служил в этом сане двенадцать лет. Иоанн владел прекрасным даром публичного красноречия. Его стали называть Хризостом, что по-гречески значит «Златоуст». Он был одним из самых красноречивых людей всех времён и народов, и свой дар он отдал на служение Иисусу Христу.

В 397 г. по Рождеству Христову Евтропий, известный муж на службе константинопольского императора, во время визита в Антиохию услышал проповедника. Сила и красота проповеди оказали на него сильное впечатление, так что он уговорил императора пригласить Златоуста в Константинополь. Там его поставили патриархом над церквями в столице империи.

В Константинополе Златоуст проповедовал с великой смелостью. Он видел, сколь неправедно жили многие монахи и священнослужители, и не стеснялся публично обвинять их в совершаемых грехах. У него даже хватило смелости обвинить Евтропия в совершённых им здодеяниях, так что он потерял столь могущественного друга. Вскоре после этого он указал на зло, совершённое императрицей. Когда она отказалась изменить свой образ жизни, он отлучил её от Господнего Причастия. С того дня императрица просила супруга выслать Златоуста из Константинополя. После множества обвинений, построенных на клевете и искажении фактов, император снял Иоанна с поста и приказал уехать из столицы.

Златоуст, однако, пробыл в опале совсем не долго. Через три дня после отъезда императрица послала за ним. Случилось землетрясение, которое чрезвычайно напугало грешную и суеверную женщину. Прихожане Константинополя, глубоко почитавшие своего бесстрашного пастыря, потребовали вернуть его. Когда он подошёл к воротам города, его встретила огромная толпа.

Но Иоанну не позволили оставаться в мире. Спустя несколько недель его противник вновь возбудил правительство против человека, чьих бесстрашных речей боялись все злодеятели. Когда императрица нарушила ход воскресного богослужения шумным общественным праздником, Златоуст выступил против. Зная о её ненависти к Истине, он в проповеди сравнил её с Иродиадой: «Иродиада вновь плетёт свои ужасные сети и требует головы Иоанна Крестителя!» (Златоуста ведь также звали Иоанном). Эти слова стали причиной его падения. В Пасхальную ночь, когда он вместе с приходом находился в большом кафедральном соборе, в здание вошли императорские солдаты и заключили Златоуста под стражу. Той же ночью они увезли его из столицы во второй раз.

Это случилось в начале 400-х гг. Великий проповедник с христианским терпением перенёс разлуку с любимыми людьми. Он воспользовался тем, что жил среди язычников готов и персов, и проповедовал им Христово Евангелие. Тем временем не прекращались попытки получить для него императорское прощение. Но тот приказал отправить Иоанна за пределы Римской Империи.

Златоусту было 60 лет. После двух месяцев изнурительного путешествия силы оставили Златоуста. Он почувствовал, что приближается его кончина. Он был облачён в белые одежды, принял в последний раз Причастие и почил. Последними его словами были: «Слава Богу за всё!»

 

28 января – Фома Аквинский (ок. 1125-1274)

Фома родился близ итальянского города Аквино. В юношеском возрасте он вступил в доминиканский монастырь, с чем не захотела мириться вся его семья. Братья силой удерживали его больше года в отцовском замке, а Фома использовал время заточения для изучения Библии и других книг. Рассказывают, что во время учёбы над ним потешались из-за внешности и молчаливости: «Один сердобольный студент так сильно пожалел его, что решил объяснить ему основы логики, как объясняют букварь. Фома поблагодарил его кротко и вежливо, и великодушный благодетель бодро объяснял, пока сам не дошёл до места, в котором совсем не разбирался. Тогда Фома виновато и смущенно предложил решение, как ни странно — правильное. Биограф говорит, что к концу беседы “любовь к истине возобладала над смирением”».

Подлинных произведений Фомы Аквинского сохранилось более шестидесяти. Среди них – философские произведения, комментарии на Писание, апологетические сочинения (в том числе имевшие своей целью убеждение мусульман и других неверующих). Наибольшую ценность имеют труды по догматическому богословию и этике. Фома не знал иврита и слабо знал греческий. Однако его незавершённая «Сумма теологии» (Summa theologica), название которой было дано после смерти автора, считается образцом средневековой мысли. Всего в ней обсуждается около 10000 аргументов. (Значение латинского слова summa окончательно изменилось – от «краткого пересказа, сокращённого обзора» до изложения исчерпывающего и систематичного – в конце XII века. Одно из первых вполне сложившихся сочинений этого нового типа весило примерно столько же, сколько под силу свезти одной лошади. Страсть к разъяснению и всеохватности переросла практически во всеобщее умонастроение, когда и медицинский трактат, и политическое заявление, и похвала правителю, и биография поэта – всё обнаруживало ту же одержимость разделением и подразделением, аргументацией, терминологией и рифмой. Даже архитектура того периода выразила это: богословы руководствовались принципом гармонии и досконального разъяснения, и в готической архитектуре доминировал принцип прозрачности. Пóзднее Средневековье называют иногда эпохой соборов, имея в виду, что готический собор выразил едва ли все стороны духовной и материальной жизни европейца, стал её “суммой”.)

Один исследователь заметил, что «Фома относился не столько к порождающим, сколько к организующим умам». Когда его спросили, за что он больше всего благодарен Богу, он ответил: «Я понял каждую страницу, которую читал». При всей своей воинственности в спорах друг с другом теологи XII и XIII столетий были единодушны в признании авторитетных источников (Писания, отцов Церкви, отдельных богословов) и гордились скорее своим умение понимать и использовать их, нежели оригинальностью собственных мыслей. Сама схоластика (от латинского scholasticus – «учёный») представляла собой обоснование богословия логическими аргументами.

Любопытно, что, в общем резко отвергая классическую схоластику и Фому Аквинского в частности за отведение слишком большой роли человеческому разуму в познании библейского учения, «поздний» д-р Мартин Лютер питал к нему интерес. (Хотя его собственные Лекции по Посланию к римлянам имели впечатляющую формально-схоластическую убедительность, а знаменитые 95 тезисов против индульгенций были приглашением к схоластическому диспуту.) В римо-католичестве и поныне учение Фомы Аквинского считается образцовым изложением христианства, что даже особо закреплено в Кодексе канонического права. Лютеране не могут согласиться с ним в учении о Причастии, безошибочности папы римского, чистилище, в чрезмерном почитании девы Марии. Тем не менее, Фома был учителем благодати. Он ясно изложил, что всё, что служит спасению, происходит по благодати. Как известно, Мартин Лютер, переводя Библию на немецкий язык, в Рим. 3:28 добавил слово «только»: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается только [добавлено Лютером] верою, независимо от дел закона». В толковании Фомы данного стиха уже стоит это «sola», латинское «только».

Фома был также и молитвенником. Своими исследованиями и литературными трудами он служил Богу. Из-под того же самого пера, которое так строго фиксировало определения понятий, выходили и прочувствованные гимны. Фома слагал их для отдыха. Он внёс важный вклад в литургию и гимнологию. В 1264 г. по просьбе папы римского он подготовил службу в честь католического праздника Тела Господня, куда вошли его гимны и молитвы. Умер Аквинат по дороге на церковный собор.

 

9 апреля – Микаэль Агрикола (ок. 1510-1557)

Историки не пришли к единому мнению о том, каким был родной язык Агриколы – финский или шведский. Фамилия Агрикола, что на латыни означает «земледелец», была избрана им ещё в школьные годы в память о своём крестьянском происхождении. Микаэль учился в Выборге (который был основан шведами и принадлежал тогда Шведскому королевству), в Турку, в немецком Виттенберге, где слушал лекции М. Лютера по Книге Бытия.

Для Евангелическо-лютеранской Церкви наличие у священнослужителей апостольского преемства – непрерывной цепочки рукоположений от самих апостолов через епископов и далее – не является обязательным; тем более, сегодня уже сложно проверить, не нарушалась ли эта цепочка за прошедшие тысячелетия. Гораздо важнее преемственность от апостолов в учении. Но для тех, кто всё же ищет какие-то подтверждения того, что Церковь в Скандинавии и Финляндии не утратила этой преемственности, можно привести следующую цепочку рукоположений. Некий католический кардинал – епископ Петрус Магни (шведский вариант имени: Педер Монзон, единственный во всей шведской Церкви, кто в 1520-х гг. получил своё назначение из рук папы римского) – архиепископ Лаврентий Петри (видный деятель Реформации в Швеции) – епископ Ботвид Сунонис – Микаэль Агрикола (посвящён в епископы Турку в 1554 г.). Невзирая на королевскую немилость, Агрикола стал епископом, поскольку был опытен, хотя и чересчур независим. При всех трениях с королём Агрикола не встал в оппозицию к светской власти: монарх призван был играть важную роль в проведении церковных реформ. Финским реформаторам приходилось обращаться за помощью к светской власти, поскольку на местах без содействия королевских чиновников было немыслимо привить народу основы Катехизиса и нового евангелического мировоззрения.

Агрикола нередко устраивал визитации с целью выявить знание рядовыми прихожанами Катехизиса, и результаты оказывались плачевными. Многие не знали даже молитвы «Отче наш». Агриколе довелось лично убедиться в том, что проповедь оправдания одной верой, одной милостью в конкретных социальных условиях того времени имела естественные пределы. Среди народа была ещё укоренена магическая практика, и вплоть до первых десятилетий XVII в. религиозность финских крестьян сохраняла немало откровенно языческих элементов (в Предисловии к Псалтыри Агрикола перечислил 24 божества, которым поклонялись древние и современные ему крестьяне, особенно жившие во внутренних районах страны). Очевидно, что перед финскими реформаторами стояла существенно иная задача, нежели в других частях Европы: необходимо было довести до конца христианизацию основной массы страны, в ряде мест речь шла о первичной евангелизации.

Реформационные преобразования в Швеции считались более мягкими по сравнению с тем, как дело обстояло в Германии. В Финляндии же Агрикола сохранил ещё больше элементов традиционности, нежели в Швеции. Здесь также Реформация не вылилась в массовое народное движение; на фоне некоторого общего религиозного безразличия среди активных её деятелей не было мирян. Она началась по инициативе королевской власти и получила поддержку значительной части высшего духовенства. В Финляндии говорят о «Реформации магистров», так как многие священнослужители имели звание магистров главных протестантских университетов. Агрикола был консервативен и осторожен в преобразованиях церковной жизни, считаясь с недостаточной подготовкой основной массы финского населения. При безусловной преданности ключевым богословским принципам М. Лютера в сфере практической церковной политики он пытался сохранить старое в той мере, в какой оно не противоречило сути Реформации (так, были сохранены многие праздники; в течение некоторого времени, правда, он сохранял римо-католическое представление о чистилище, где и по смерти человек мог бы очиститься от последствий своих грехов). Агрикола держал курс на духовное просвещение паствы, его сочинения назидательны и достаточно просты в изложении. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что Агрикола вобрал в себя многие типичные черты финского национального характера с его сдержанной медлительностью, немногословием, упорством, консерватизмом, трезвостью и вкусом к конкретным деталям.

«Отец финской литературы» оставил в наследие потомкам около 2400 печатных страниц. Словарь его текстов насчитывает приблизительно 8500 слов. Финский литературный язык появился как таковой именно вследствие осуществления принципов лютеранской Реформации. Остановимся подробнее на некоторых изданиях.

В 1543 г. вышла первая в истории печатная книга на финском языке – “Букварь” (ABC-Kirja). Сюда входили основы чтения и счёта (около 95% финских крестьян были неграмотными), а также начатки Катехизиса.

В 1544 г. Агрикола издал «Книгу молитв». Она насчитывала более восьмисот страниц и стала самым внушительным памятником подобного жанра во всей Скандинавии в XVI столетии. «Книга молитв» содержала различные энциклопедические сведения, обширный календарный раздел, а также 156 библейских, 256 богослужебных и 290 молитв, предназначенных для домашнего использования. В «Книге молитв» набралось около сорока Псалмов: по сути это были первые фрагменты Ветхого Завета, зазвучавшие по-фински. Приведём слова из стихотворного Предисловия к «Книге молитв»: «Непременно дойдёт финская речь / до Того, Кто ведает все души».

Вероятно, уже в годы учёбы в Виттенберге (1530-е) Агрикола приступил к переводу Нового Завета на финский язык, хотя, возможно, и не в одиночку; завершена была работа в Турку в 1543 г. По причине финансовых трудностей публикация затянулась ещё на пять лет. Потребность в подобного рода переводе вытекала из самой природы Реформации, выдвинувшей принцип «только Писание». Агриколово Предисловие к Новому Завету – это первый богословский текст, написанный по-фински. Кроме изложения собственно богословских взглядов переводчика, мы находим здесь краткую историю христианства в Финляндии – возможно, христианство распространилось среди “племени финнов” в XII в. Любопытно, что более всех Евангелий Агрикола ценил последнее: «… уж лучше мы лишимся деяний и чудес Христовых, нежели останемся без Его учения, ведь без учения Его деяния Его бессильны помочь нам, тогда как Его Слово есть источник жизни, о чём Он самолично возвестил. Св. Иоанн в своём Евангелии раскрывает не столько деяния Христовы, сколько Его учение, тогда как три других евангелиста много пишут о Его деяниях…». Мы можем не соглашаться с подобной оценкой, но этот пассаж был в чём-то для эпохи Реформации характерен. Перевод Ветхого Завета Агрикола осуществлял с помощниками, и руководствовался он, прежде всего, богослужебными и просветительскими нуждами. Всего им было издано приблизительно 37% библейских текстов: Новый Завет и пятая часть Ветхого.

В 1549 г. были напечатаны Служебник и Требник, или Руководство к совершению Крещения и прочих христианских обрядов – посвящение в священнослужители, бракосочетание, похороны, а также слова утешения, обращаемые к умирающим, больным и скорбящим. Как уже отмечалось, перед реформаторами в Финляндии стояла задача более глубокой христианизации широких масс населения, поэтому необходимо было задать жизни каждого «христианское измерение», охватывавшее все вехи его земного существования от колыбели до могилы. Среди особенностей Служебника можно выделить следующие. Большое значение приобрела обязательная проповедь во время богослужения. В качестве литургических чтений впервые были переведены на финский язык первые четыре главы Книги Бытия и некоторые другие отрывки из Ветхого Завета. К святым стали обращаться исключительно как к примерам для подражания и учителям веры, а не для поиска их заступничества. Всё ещё было сохранено возношение Святых Даров (лат. elevatio), в римо-католичестве символизировавшее их полное пресуществление в Тело и Кровь Христовы.

Обременённый множеством административных, преподавательских и литературных забот, Агрикола женился довольно поздно. В 1550 г. у него родился сын Кристиан. (Когда Северная Эстония вошла в состав Шведского королевства, Кристиан был назначен епископом Таллиннским.) Зимой 1557 г. Микаэль Агрикола заболел и умер на обратном пути из Москвы, куда он ездил в составе делегации для ведения мирных переговоров. Погребён в Выборге.

 

9 апреля – Дитрих Бонхёффер (1906-1945)

Дитрих Бонхëффер  был молодым теологом, одним из талантливейших своего поколения. Из его теологических произведений на финский язык переведены «Призыв следовать» (1965) и «Христианское сосуществование» (1962), вышел новый перевод «Жить вместе» (1987). Кроме того, переведена небольшая книжка «Смотрю на небо. Размышление о псалмах» (1996). Бонхëффер успел поработать пастором немецкого прихода в Лондоне и активно участвовал в межконфессиональной деятельности. Он был руководителем семинарии проповедников Исповедующей церкви в Финкенвальде. Когда в 1939 г. началась война, он выступал с лекциями в США и поспешил вернуться на родину, чтобы в тяжелое время быть со своим народом. В 1940 г. ему запретили преподавать и заниматься издательской деятельностью. Состоя на службе контрразведки, он оказался вовлеченным в заговор против Гитлера, и его арестовали 5.04.1943 г.

Первые полтора года заключения Бонхëффер провел в военной тюрьме Тегель в Берлине. Там он имел право посылать родным одно короткое письмо в десять дней. Когда с охраной и медицинским персоналом установились дружеские отношения, ему разрешили поддерживать контакт и с близким другом, Эберхардом Бетге. Эти письма и другие тексты, написанные Бонхëффером в годы заключения, Бетге включил в книгу «Письма из тюрьмы», которая вскоре стала самым популярным произведением Бонхëффера. Туда вошло также стихотворение, часть которого стало гимном «Ты благодатной силой и защитой». Но оно было написано не в тюрьме Тегель.

Кольцо начало сжиматься, когда организованная генералами в июле 1944 года попытка уничтожить Гитлера провалилась. В октябре Бонхëффера перевели в тюрьму тайной полиции Гестапо на улицу Принца Альбрехта. Оттуда он уже не мог отправлять письма, и только 28 декабря ему разрешили написать матери ко дню ее рождения. К этому новогоднему приветствию он присоединил стихотворение о чудесной защите сил добра. Но раньше, уже 19 декабря Бонхëффер смог отправить стихотворение своей невесте Марии фон Ведемейер.

Когда во время воздушной атаки союзников тюрьма Гестапо была серьезно повреждена, некоторых важных узников эвакуировали. Бонхëффер попал в группу, которую 7.02.1945 г. перевезли из Берлина в Бухенвальд, близ Веймара. Когда войска союзников приблизились к Берлину, заключенные стали предчувствовать скорое освобождение. Но за Бонхëффером и некоторыми другими заключенными пришли в среду после Пасхи. Сначала их привезли в Регенсбург, откуда в субботу путь продолжился в Баварский лес, в Шенберг. В тот же день в концлагерь Флоссенбюрга пришел приказ отдать немедленно под суд и казнить адмирала Канариса, генерала Остера и пастора Бонхëффера.

В первое воскресенье после Пасхи Бонхëффер провел богослужение в основном для товарищей-католиков. В качестве темы дня он взял тексты — «И ранами его мы исцелились» (Ис. 53:5) и «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (I Ин. 5:4). Он говорил о надежде. Вскоре после этого за Бонхëффером пришли. Британскому товарищу по заключению капитану Пайну Бест он прошептал послание, предназначенное старому другу епископу Белу. Это были слова, ставшие позже крылатыми: «Это конец, мне же начало жизни». Казнь была совершена через повешение в концлагере Флоссенбюрга рано утром 9.04.1945 г. Через три недели Гитлер совершил самоубийство, и Германия капитулировала.

 

6 мая – Георгий Победоносец (275/280-303)

Для чего лютеранам эта памятная дата? Образ святого Георгия, жившего в III в., за многие века оброс многочисленными легендами и поверьями. Стоит ли нам ко всему этому приобщаться?

XXI Артикул Апологии «Аугсбургского исповедания» гласит:

«В нашем «Исповедании» мы не отрицаем, что должно почитать святых. Ибо трояко почитание, которым чтут святых. Во-первых, мы благодарим Бога за то, что на святых явил Он нам примеры милости Своей, за то, что дал Он церкви учителей и прочите дары…. Вторая почесть, которую мы можем отдавать святым, - та, что их примером мы укрепляем веру нашу… В-третьих, мы почитаем святых тем, что следуем (каждый по своему призванию) примеру их веры, их любви, их долготерпения».

Филипп Меланхтон (автор Апологии «Аугсбургского исповедания») рассказывает о неправильной практике поклонения святым и приводит в пример как раз «рыцаря Георгия», к которому «конники взывали для защиты от раны колотой и стреляной». Приговор Меланхтона однозначен: «Всё сие, по сути, от язычников происхождение ведёт».

Так чему может научить нас Георгий Победоносец? Можем ли мы возблагодарить Бога за него? Может ли его жизнь укрепить нашу веру? В чём нам стоило бы брать с него пример?

Согласно преданию, святой Георгий родился и вырос в христианской семье. Он был богатым и знатным человеком, дослужился до тысяченачальника в армии императора Диоклетиана.

Из истории Церкви мы помним, что именно при Диоклетиане начинается Великое гонение – последнее в истории ранней Церкви, но и самое суровое. Оно длилось десять лет, и за это время мученическую смерть приняли более трех тысяч христиан.

В конце II века н. э. среди христиан не было согласия насчет того, позволительно ли служить в армии. Военачальник Диоклетиана, тетрарх Галерий, усмотрел в этом опасность и для поддержания боевого духа армии велел изгнать из легионов всех христиан. Не всем офицерам понравилось, что их воинские подразделения сокращаются – они попытались убедить христиан отречься от своей веры. Несогласных казнили.

К 303 г/ гонения усилились. Галерий убедил Диоклетиана удалить христиан со всех ответственных должностей в Римской империи, а также уничтожить все христианские здания и книги. Многие христиане отказывались отдавать Священное Писание и литургические книги на сожжение – тогда их пытали и приговаривали к смертной казни. Вскоре в императорском дворце вспыхнул пожар. Повторилась история времен Нерона: в поджоге обвинили христиан.

Обстановка накалялась. Диоклетиан заподозрил христиан в заговоре. Всем христианам было приказано отречься от своей веры и в подтверждение этого принести жертву языческим богам. Несогласных ждали пытки и смерть.

Святой Георгий, согласно преданию, погиб именно во время этих гонений. Он не отрекся от христианства. Смелый тысяченачальник открыто исповедал свою веру перед императором – и принял мученическую смерть. Согласно одному из толкований, змей, которого святой Георгий пронзает копьем, символизирует язычество. Любопытно, что в некоторых версиях жития мученика говорится о том, что он поразил змея не мечом, а Словом Божьим и силой молитвы.

6 апреля – дата смерти Святого Георгия, жизнь которого является иллюстрацией слов Евангелиста Луки: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк. 17:22). Георгий Победоносец был верным воином императора Диоклетиана, он мужественно участвовал во многих сражениях, но главную свою победу одержал с помощью Божьей в духовной битве.

«Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3:13-15).  

 

3 сентября – Григорий Великий (540-604)

Существуют различные варианты периодизации Средних веков, в зависимости от того, какая сторона жизни общества рассматривается – политическая, культурная или религиозная. Если принять последний ориентир, то начало Средних веков было положено в бытность Григория римским епископом. Именно тогда Церковь перешла от греко-римской античности к романо-германскому периоду, были заложены некоторые специфические черты вероучения и формы церковной мысли на многие века вперёд, которые собственно и характеризуют средневековую Церковь.

Григорий родился тогда, когда Рим вовсе не был величественным и красивым городом, но полуразрушенным, истощаемым голодом, эпидемиями и постоянной опасностью вторжения варваров. Григорий происходил из древнего и знатного рода, получил юридическое образование и начал государственную службу, в 574 г. занял высшую гражданскую должность в Риме. Он читал сочинения латинских отцов Церкви, но не знал греческого и иврита. Светскую литературу он не признавал. Григорий отказался от наследства (его мать после смерти мужа ушла в монастырь) и использовал эти средства на строительство нескольких монастырей, в одном из которых он стал впоследствии монахом. Но прежде этого он ещё в течение нескольких лет прослужил посланником римского епископа в Константинополе. В 590 г. Григория против его воли избрали на место умершего во время эпидемии епископа.

Григорий говорил о себе, что он – «раб рабов Божиих» (ср. Мф. 23:11; это именование стало неотъемлемой частью титула римских пап). Он активно выступил против присвоения себе константинопольским патриархом титула «вселенский», в то же самое время сам Григорий простирал свои пастырские функции на многие земли, т.е. фактически, отказывая кому-либо в праве носить этот титул, не отказывался от содержания этих полномочий: по его мысли, он был продолжателем дела апостола Петра (см. Лк. 22:32). В отличие от притязаний некоторых своих преемников он делал это, неизменно имея в виду пользу Церкви. Однако данная полемика с константинопольским патриархом связана и с одним из самых неприятных эпизодов в его биографии. Желая привлечь на свою сторону власти, римский епископ радостно встретил нового императора, захватившего власть и убившего своего предшественника и его семью. В иных случаях, где речь шла о вопросах, подлежащих власти императора, Григорий по необходимости довольствовался терпеливой покорностью. Он заявил о своём несогласии с некоторым решением императора, но в остальном подчинился и официально провозгласил императорский указ. По мнению Григория, император должен сам отвечать перед Богом за свой поступок и как христианин, и как государь.

Литературное творчество Григория включает
- более 800 писем, в основном они касаются церковной практики;
- обширный комментарий к Книге Иова;
- проповеди на Книгу пророка Иезекииля и на Евангелия;
- «Правило пастырское». Это своеобразный учебник пасторского богословия, пользовавшийся популярностью в последующие века. В конце произведения Григорий наставляет пастырей:

«И потому надобно вести себя так: когда обольщает нас мысль о богатстве наших добродетелей, тогда око ума нашего должно обращаться к обозрению своих греховных поступков и спасительно преклонять себя долу, имея в виду не то, что мы хорошего сделали, но то, что пренебрегли сделать или сделали худого, дабы таким образом сердце, сокрушённое памятованием немощи, сильнее укреплялось в добродетели пред Божественным Учителем смирения. Для сего-то и Всемогущий Бог почти всегда, с одной стороны, наделяет пастырей Церкви и вообще правителей многими совершенствами, а с другой стороны, оставляет или допускает в них некоторые несовершенства, дабы держащие в руках своих кормило правления, отличаясь блистательными дарованиями, в то же время смирялись скорбью и о своих недостатках, не превозносились великим, когда не в состоянии бороться и против малого, и по тому самому, не будучи в состоянии препобедить в себе и малозначительных слабостей, не дерзали бы гордиться и чрезвычайными подвигами».

- «Диалоги: Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». В православной традиции за Григорием закрепилось имя Двоеслов по причине неверного перевода названия этого труда. Здесь приведены достаточно суеверные истории о чудесах; во многом Григорий стал выразителем своей эпохи. Здесь же берёт начало окончательно оформившееся позднее в римо-католичестве учение о чистилище – месте, где души умерших очищаются от последствий совершённых при жизни грехов.

Среди характерных вероучительных особенностей, которые унаследовала средневековая Церковь от Григория и исправила Реформация, можно назвать и представление о том, что во время Причастия каждый раз снова приносится жертва Христа. Так же, как и предположение о чистилище (Прит. 11:7, Евр. 9:27), это противоречит Писанию (Евр. 10:10).

Вообще же богословие Григория основывалось на четырёх Евангелиях и четырёх Вселенских Соборах. Он усматривал некую соотнесённость между распространением Церкви на четыре стороны света и этими источниками Писания и предания: Церковь была универсальной как по масштабу распространения, так и по своему авторитету. Важно его замечание о том, что Церковь избранных едина, независимо от того, когда жили избранные – до Христа или после Него. Церковь включает святых как Ветхого, так и Нового Заветов, поэтому страдания Церкви «начались с крови Авеля».

Григория называли «мастером обряда», он значительно улучшил церковный обряд. Григорий написал около десяти гимнов. Он положил начало тому величественному и торжественному пению, которое стало называться его именем, григорианскому. Оно заняло в римо-католической церкви более важное место нежели то, которое было развито Амвросием Медиоланским. Вместе с последним, а также Августином Гиппонским и Иеронимом Стридонским Григорий стоит в ряду четырёх великих учителей латинской Церкви. Он во многом опирается на учение Августина, но порой делает это упрощённо либо искажённо.

Велика заслуга Григория в обращении в христианство англичан. Он отправил туда миссионеров числом более тридцати человек и давал пастырские рекомендации по совершаемому ими служению. Так, он в отличие от своих преемников не настаивал на полном соответствии с римской церковью и советовал из каждой церкви выбирать то, что «благочестиво, религиозно и праведно». Миссионерам он велел не разрушать языческие храмы, но превращать их в христианские здания, позволить в праздники убивать скот по местным древним обычаям, но уже не для бесов, а для восхваления Бога, поскольку считал, что невозможно сразу стереть все следы прошлого. Но отказ устранять среди новообращённых прежние языческие устои привёл к пронизыванию христианства чуждыми ему элементам, и потребовались века, чтобы искоренить языческие пережитки.

Григорий I был назван Великим по нескольким причинам. Он отличался высокой степенью личного благочестия и аскезой, был добр и снисходителен, кормил бедных, защищал вдов и сирот, освобождал рабов и пленных, ставил милость выше жертвы. Он опередил своё время, когда осудил изгнание иудеев из синагог и их принудительное крещение, поскольку, по его мнению, убеждение должно быть единственным правомерным средством обращения. Его жизнь была наполнена трудами, несмотря на слабое здоровье (он с большим трудом мог ходить и часто бывал прикован к постели). Про него писали, что никакие дела не казались ему слишком великими или слишком малыми, чтобы ими не заниматься лично. Он был наследником древнего римского искусства управления, и государственная служба дала ему важный административный опыт в Церкви и в светских вопросах. Даже когда он уже имел священный сан, он проявил себя как патриот и заботился не только о духовном благе римлян, но спасал город от варваров и голода, лично руководил восстановлением водопровода и обучением войск гарнизона. Наконец, он заложил фундамент римо-католической мысли на многие века, пока Фома Аквинский не составил свою «Сумму теологии». Протестантские историки признают, что этот первый папа римский был «одним из чистейших и наиболее полезных пап». 

 

26 октября – Иоганн Герман (1585-1647)

На «лютеранском музыкальном небосводе» можно ясно различить несколько «созвездий». Каждое столетие дарит нам плеяду авторов хоральных текстов и мелодий. Если говорить о конце XVI в. – первой половине XVII в., то в этом «созвездии» «звёздами первой величины» будут, безусловно, Филипп Николаи, Пауль Герхардт, Иоганн Герман.

Христианам не пристало спорить о том, «кто больше в царстве музыкальном», но всё же стоит сказать, что Иоганн Герман входит в тройку самых известных лютеранских гимнописцев. Его ставят в один ряд с Мартином Лютером и Паулем Герхардтом.

«Хвалящийся хвались Господом», – пишет апостол Павел. «Богословием креста в звуках» можно назвать практически все хоралы Иоганна Германа. Редко в каком приходе Церкви Ингрии на Страстной неделе чтение истории страстей Христовых не сопровождается пением гимна «О Иисус, Твоё в чём преступленье» / «Laupias Jeesus, minkä rikkomuksen» (№80 в новом русскоязычном сборнике, №71 в финноязычном сборнике). Хорал этот трижды звучит в «Страстях по Матфею», дважды – в «Страстях по Иоанну» И.С. Баха.

Иоганн Герман (Johannes Heermann) родился на сто лет раньше И.С. Баха – в 1585 году. Он был четвёртым ребёнком в семье. Все его братья и сёстры умерли в раннем детстве. Иоганн также родился очень слабым и был очень болезненным. Его мать дала обет: если сын выживет – она даст ему богословское образование.

Стихи Иоганн Герман начал писать в возрасте 17 лет. Примерно в это же время, в 1602 году, лютеранский поэт и богослов Гербергер Валериус пригласил юного Иоганна стать домашним учителем своего сына. Это обстоятельство поспособствовало укреплению и развитию поэтического дара будущего гимнописца.

В 1608 г. Иоганн Герман был удостоен звания «поэта-лауреата» – то есть его риторические и поэтические способности были официально признаны.

Однако жизнь поэта-лауреата отнюдь не была безоблачной. Всего год проучившись на теологическом факультете в Страсбургском университете, он серьезно заболел и по рекомендации врачей был вынужден вернуться домой. В 1611 году И. Герман был рукоположен в пасторы, в том же году он женился на дочери главы своего родного селения (Рудна, Силезия, нынешняя территория Польши). Но уже в 1613 году на Силезию обрушилась эпидемия чумы, затем 1616 году в том месте, где Иоганн Герман служил пастором, всё дотла уничтожил пожар, в следующем году умерла его жена…

Иоганн Герман был лютеранским пастором, он служил в г. Кёбене (нынешний польский город Хобения) с 1611 по 1634 год. В 1618 году началась Тридцатилетняя война – масштабный религиозный конфликт между католиками и протестантами, во время которого театром военных действий стали несколько европейских стран. Католические войска вторгались в Кёбен четырежды. Город был разграблен, Иоганн Герман лишился практически всего своего имущества. Тем не менее, каждый раз, как только буря затихала, пастор возвращался к своим обязанностям. Лишь сильно пошатнувшееся в 1634 году здоровье заставило Иоганна Германа оставить пасторское служение.

Гимн «О Иисус, Твоё в чём преступленье» написан в самый разгар Тридцатилетней войны – в 1630 году. Интересно, что самые знаменитые великопостные лютеранские хоралы относятся как раз к этому историческому периоду.

Большое влияние на Иоганна Германа оказали труды его старшего современника, Иоганна Арндта – богослова, мистика, автора знаменитой книги «Об истинном христианстве». (Книга эта летом 2016 года выйдет в издательстве «Эксмо», так что совсем скоро мы сможем лучше понять, какие богословские идеи были созвучны Иоганну Герману.) Поэтическое наследие Иоганна Германа включает духовные сочинения на латинском и немецком языках, среди них – стихотворные версии фрагментов Евангелий, а также поэтические размышления, навеянные сочинениями отцов и учителей Церкви: Августина Блаженного[1], Бернарда Клервоского.

В современных немецких лютеранских сборниках гимнов этого автора, классика лютеранской гимнологии, конечно же, значительно больше. Например, в сборнике SELK (Независимой Евангелическо-лютеранской Церкви, конфессиональной и консервативной Церкви Германии) вы найдёте 16 гимнов. Все они заслуживают того, чтобы их когда-нибудь перевели на русский язык.
__________
[1] К примеру, в VII главе произведения Августина «Meditationes» («Молитвенные размышления») мы находим такие слова: «Чем Ты заслужил, сладчайшее Дитя, такое осуждение? Чем Ты заслужил, возлюбленнейший Отрок, столь жестокое обращение? Какое Твоё преступление, какая Твоя вина; какая причина смерти, какой случай Тебя проклял? На самом деле я – Твои болезненные раны, вина Твоего убиения. Я пятно Твоего страдания, мой плод – Твоё мучение. За меня Ты удостоился смерти, за меня Ты принял позорную кару». Вполне возможно, что Бернард Клервоский усвоил эту мысль своим сочинениям, и её впоследствии переняли и лютеранские гимнописцы (см. гимны Иоганна Германа №71 «О Агнец Божий, что за преступленье» и №80 «О Иисус, Твоё в чём преступленье», а также №74 Пауля Герхардта «О, кровью обагрённый»). 

 

26 октября – Пауль Герхардт (1607-1676)

Пауль Герхардт – столь же великий автор гимнов, как Лютер. Лютеранская Церковь всегда будет считать его величайшим религиозным поэтом, верным исповедником учения Лютера в страданиях и гонениях.

Пауль Герхардт, великий немецкий музыкант, родился 12 марта 1607 г. Его отец, Кристиан Герхардт, умерший еще в детстве Пауля, был бургомистром. Свои первые религиозные впечатления и воспитание он получил от матери. Когда Паулю исполнилось двенадцать, разразилась страшная Тридцатилетняя война, от которой ужасно пострадала его семья. В 1628 г. он поступил в университет Виттенберга, где обучался теологии. Он едва закончил учебу, как в 1637 г. половину его родного города сожгли шведы.

В 1655 г. Пауль женился на Анне-Марии, дочери адвоката в суде канцлера, в семье которого он был домашним учителем. Он провел шесть тихих лет, во время которых начал публиковать свои гимны. Когда в церкви Св. Николая в Берлине освободилась должность пастора, магистраты назначили его на этот пост. Но здесь, в Берлине, его ждали величайшие испытания.

В то время в Пруссии правил Фридрих Вильгельм I. Большая часть его подданных принадлежала к лютеранской Церкви, тогда как сам он – к реформатской, к которой его дед присоединился по политическим мотивам. Курфюрст издал закон, согласно которому лютеранам и реформатам запрещалось критиковать учения друг друга; в 1665 г. он потребовал от каждого лютеранского священнослужителя подписать документ о согласии соблюдать требования данного эдикта. Сотни подписали. Кто-то, у кого оставались крохи сознания, согласились из-за своих жен и детей. Хотя Герхардт в проповедях и не был резок по отношению к своим противникам, он отказался подписать документ. И несмотря на то что магистратура Берлина вступилась за него, в 1666 г. он был снят с должности.

Также ему пришлось столкнуться с тяжелыми утратами в семье. Троих детей Герхардт потерял в младенчестве, затем он лишился одного из оставшихся двоих сыновей, тогда как его жена, измученная горем и тревогами, долго и мучительно болела, что привело к ее смерти в 1668 г. Через год Герхардт был назначен на должность архидиакона в Люббене в Саксонии.

Почувствовав, что земная жизнь подходит к концу, он написал завещание и несколько жизненных правил для своего сына, Пауля Фридриха. Он умер в крепкой вере 7 июня 1676 г., повторив восьмой куплет своего гимна «Печали нет и огорченья».

Пауль Герхардт написал не менее 131 гимна и стихотворения в условиях, в которых человек будет, скорее, плакать, а не петь. Уже при его жизни эти гимны были известны и исполнялись. Гимн «Предай свое хожденье» [№231] очень полюбился курфюрсту, который не любил Герхардта. В любом лютеранском сборнике гимны Герхардта занимают немалый объем, и, глядя на них, можно понять, сколь разнообразны его труды. Герхардт готов был, скорее, отказаться от должности, чем молчать по вопросам учения, поэтому его гимны содержат великие истины по темам Священного Писания и лютеранского вероучения. Многие его тексты суть поэтическое переложение Псалмов и других текстов Писания, рассказов о Страстях и т.д. Гимн «О, кровью обагренный» – вариация на латинское стихотворение «Salve, caput cruentatum» Бернарда Клервоского. Его гимны – гимны радостной веры, пламенной любви и блистательной надежды верной христианской души, брошенной в котел страданий, но крепко держащейся святых утешений Священного Писания. Его сильная любовь к природе очевидна по таким стихам, как «Ищи утешения, сердце мое», «Златое солнце», «Отдохни в тенях ночи». Тон поэзии Герхардта силен, но ласков; одинаково далек и от сентиментального пиетизма, и от закоренелого рационализма. Он учит нас петь о своих печалях, превращая их в музыку и прославление. «К поэтическому складу ума Герхардта присоединяется прекрасное чувство формы, его красноречие соседствует с легкостью слога, он плавен, гибок, мелодичен. В его стихах заметна восприимчивость, гладкость структуры предложений, очарование гармонии, которое запечатлевается в нашей памяти, приглашает петь и показывает, что он истинный певец».

В церкви в Люббене висит нарисованный маслом портрет Герхардта. Под ним сделана надпись: «Богослов, вырвавшийся из сети сатаны». Ниже написано стихотворение на латыни, которое можно перевести следующим образом:
Здесь нарисован Пауль Герхардт на портрете,
Надежда, вера и любовь в его словах воспеты.
Второй Асаф, он гимн спасенью воспевал,
О славе о Твоей, Христос, всегда писал.
Сын веры, научись и ты петь гимны Богу,
И Дух Его тебе устроит в рай дорогу.

И действительно, самым прекрасным и известным памятником Паулю Герхардту стал не монумент работы знаменитого скульптора, но его гимны и стихи.

 

9 ноября – Мартин Хемниц (1522-1586)

Мартин Хемниц родился в немецком городе Тройенбрицене. В возрасте 14 лет в Виттенберге он имел возможность услышать проповедь Лютера. Хемниц работал в Кенигсберге герцогским библиотекарем, что позволило ему много читать, полюбить труды отцов Церкви и стать весьма эрудированным человеком. В 1554 г. его рукоположили в священный сан. Посещая малоприятные для него диспуты, Хемниц осознал важность единства лютеран, особенно перед угрозой римо-католической Контрреформации. Мартин стал одним из авторов Формулы Согласия – документа сборника лютеранских вероисповеданий, объединённых под общим названием Книга Согласия. Формула Согласия положила конец спорам внутри лютеранства. Про Хемница говорили: «Если бы не появился второй Мартин, то первый бы не устоял» (Si Martinus non fuisset, Martinus vix stetisset), имея в виду то, что лютеранство захватила такая волна полемики, что начатая Мартином Лютером Реформация Церкви и его труды потонули бы в ней, если бы не усилия Мартина Хемница.

В библиотеке нашего прихода можно найти следующие труды М. Хемница:
(1) Изложение учения о служении, Слове и таинствах под названием «Энхиридион».
(2) «Исследование Тридентского собора [контрреформационный римо-католический собор 1545-1563 гг.]», на русский язык пока переведены только два тома из четырёх. Чтобы продемонстрировать широту охвата этого труда, можно привести пример: римо-католики постановили на соборе, что необходимо следовать преданию. Хемниц выделяет восемь видов преданий – и которому из них необходимо следовать?..
(3) Неоконченные «Ключевые вопросы богословия» в двух томах.
(4) «Господне Причастие».
(5) Размышление о «Молитве Господней».  

Любопытно будет сказать, что библиотеке Теологического Института недавно был подарен крупноформатный сборник на латыни, включающий также сочинения «О двух природах во Христе» (величайший из когда-либо написанных труд о Личности Христа) и опровержение «Теологии иезуитов».

 

29 ноября – Ной

Рождение
«Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной [имя означает «покой»], сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог» (Быт. 5:28-29).

Житие
«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).

Можно провести различие между этими двумя словами таким образом, чтобы отметить, что Ной объявлен «праведным» в отношении Первой скрижали и «непорочным» в отношении Второй. Он объявляется праведным через веру в Бога, потому что он поверил сперва всеобщему обетованию о Семени жены [Быт. 3:15], а позднее также и особому обетованию о разрушении мира Потопом и сохранении его потомков. Он объявляется непорочным, потому что он ходил в страхе Божьем и тщательно избегал убийства и других грехов, которыми сожжённые в своей совести безбожники осквернили себя...
Быть праведным и непорочным – признак личного совершенства; но ходить пред Богом есть нечто публичное, а именно, это значит нести Божье дело в мир, заниматься Его Словом, учить поклоняться Ему. Ной был не только сам по себе праведен и непорочен, но он был также и исповедником. Он сообщал другим о Божьих обетованиях и угрозах, и в тот самый нечестивый и развращённый век он вынес и претерпел всё, что относится к человеку, исполняющему публичное служение.
Во II Пет. 2:5 [“и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навёл потоп на мир нечестивых”] дано отличное объяснение «хождения пред Богом»: Ной назван проповедником не человеческой праведности, но Божественной, т.е. веры в обетованное Семя.
Сколь ужасно, что из всего человеческого рода лишь восемь человек избраны, чтобы спастись, и даже среди них Хам, третий сын Ноя, в конце концов был отвергнут! Сам Бог изрёк, что он на самом деле был перечислен среди избранных и святых (Быт. 6:18); да, он даже был защищён и спасён с ними, и невозможно было сделать никакого различия между ним и его отцом Ноем. Если бы у него не было тех же верований и если бы он не молился, если бы он не боялся Бога, он никоим образом не был бы спасён в ковчеге [ср. Иез. 14:20 «Ной, Даниил и Иов… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души»]; и всё же позднее он был отвергнут.
В этом месте софисты начинают споры об избрании согласно Божьему замыслу, но я часто предупреждал, что дóлжно воздерживаться от спекуляций о сокрытом Величии. Поскольку они просто не могут быть истинны, они также бессмысленны для нашего спасения. Давайте лучше подумаем о том, как Бог являет Себя в Слове и таинствах. Давайте не будем приписывать подобные случаи тайному избранию, коим Бог предопределил всё от вечности. Такое избрание мы не можем постигнуть своим разумом, и видим, что оно вступает в противоречие с явленной Божьей волей.
Кто-то может спросить: Какой тогда вывод мы можем сделать из таких примеров? Никакого, кроме того, что они даны нам, чтобы породить в нас страх Божий, дабы мы не надмевались тем, что получив однажды благодать, мы не можем от неё отпасть. Подобным же образом предостерегал Павел (I Кор. 10:12): «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Итак, подобные примеры должны служить для того, чтобы сохранять в нас смирение, дабы мы не возгордились своими дарами или не пришли к пассивному бездействию, получив от Бога дар, но чтобы более «простирались вперёд», как говорит Павел в Флп. 3:13, и не почитали, что уже всего достигли. Нам дóлжно прийти с нашими стенаниями к Богу, как людям, которые находятся в непосредственной опасности; ибо мы видим, что из-за самодовольства столь святые мужи отпали от благодати, хотя они получили её и обладали ею на протяжении долгого времени. (Мартин Лютер)

Предок Иисуса Христа
«Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов… Симов, Ноев, Ламехов» (Лк. 3:23, 36).

Христос говорит о днях Ноя
«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришёл потоп и погубил всех» (Лк. 17:26).

Потоп – прообраз Крещения
«Некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (I Пет. 3:20-21).

Ной в «галерее героев веры»
«Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он [весь] мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7).

Прекрасное обетование Божье
«В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Моё на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис. 54:8-10).  

 

7 декабря – Амвросий Медиоланский (ок. 340-397)

Амвросий родился в христианской семье и получил солидное образование в области риторики и юриспруденции. Около 370 г. он был направлен управлять провинциями со столицей в г. Милане (лат. Mediolanum). Там пылала борьба с арианством – течением, которое было названо по имени Ария, утверждавшего, что Иисус Христос был сотворён и, следовательно, ниже Бога Отца по Божественной природе. Амвросий выступил примирителем враждующих сторон в качестве представителя светской власти, но – хотя он ещё только готовился к Крещению – публика провозгласила его епископом города. После безуспешных попыток переубедить народ через восемь дней после Крещения он стал епископом. Амвросий вёл довольно аскетический образ жизни. Он продал большую часть имения, раздав средства бедным, не принимал приглашений на пиры, обедал только по субботам, воскресеньям и в праздники известных мучеников, значительную часть ночи посвящал молитве, изучению Писания и трудов греческих отцов, а также написанию богословских трактатов. Августин, на которого в своё время сильно повлияла проповедь Амвросия, свидетельствовал, что его всегда ожидала длинная очередь страждущих в надежде получить утешение и надежду.

Достойна внимания его твёрдость, решимость и смелость в столкновениях с представителями императорского двора при отправлении им пастырского служения. От него потребовали отдать храм арианам, но епископ не мог допустить, чтобы святое место осквернялось еретическими собраниями, поэтому он и прихожане собрались внутри храма и пели сочинённые Амвросием гимны, снеся даже осаду императорских войск:

Тогда и постановлено было петь гимны и псалмы по обычаю Восточной Церкви, чтобы народ совсем не извёлся в тоске и печали; с тех пор и поныне обычай этот соблюдается, и его усвоили многие, да почти все стада Твои и в остальном мире. (Августин, "Исповедь")

Амвросий настаивал на том, что Церковь от государства отделена, и в своём упорстве победил. Он говорил, что император – внутри Церкви, а не над ней. При этом он проявлял заботу об императоре как о члене своей паствы, руководствуясь его вечным благом. Храм не был передан арианам, но потребовали по крайней мере выдать императору священные сосуды, тем более что ранее некоторые из них уже были переплавлены для помощи беженцам и пленным. Однако Амвросий ответил: «Я ничего не могу взять из храма Божьего... Тем самым я помогаю императору, ибо я не имею права отдавать эти вещи, а он – брать их».

По выражению одного исследователя, «имя Амвросия навсегда останется “боевым кличем” церковной борьбы против неправедных течений общества». Захватившего власть он не допускал в церковное общение, пока тот не покаялся. Императора Феодосия, убившего тысячи неповинных людей, он также причастил не раньше, чем тот принёс покаяние. Император подчинился церковной дисциплине и публично исповедался в своём грехе. С этого времени их отношения больше не нарушались, а сам император признавал, что это был первый человек, который сказал ему правду. При дворе Амвросий пользовался большим влиянием, чем папа римский.

В политическом отношении Амвросий был необычайно волевой и целеустремлённой личностью. Он был великим администратором и искусным тактиком. Он сплотил вокруг себя группу епископов, с которой выступал против арианства, председательствуя на нескольких церковных соборах. На этих поместных соборах также рассматривались различные практические вопросы (возможность повторного принятия Крещения и рукоположения после принесения покаяния в ереси, антиаскетическое поведение и др.). Амвросий сыграл огромную роль в формировании церковно-политической ситуации своего времени благодаря нескольким факторам: происхождение (он был сыном должностного лица), воспитание (полученное в Риме) и опыт службы на высоком государственном посту. Это было важное время, когда было постановлено, что Римской империи дóлжно быть исключительно христианской, без язычества. Как же должна была делиться власть между церковными и политическими силами? – Амвросий, защитник независимости Церкви, объявил, что эти власти, каждая в своей сфере, должны быть самостоятельными. Во всём, что касается религии, в делах веры и церковного устройства епископ всегда верен одному Господу. Но и обратно: государственная власть не ставится под сомнение, она есть необходимое условие порядка в мире.

Амвросий был красноречивым проповедником. Многие матери запрещали своим дочерям слушать его, чтобы они под его влиянием не избрали безбрачие, которое так много похвалял Амвросий. Он придерживался аллегорического, образного толкования Писания, особенно «загадочных мест» Ветхого Завета. Амвросий был представителем западного богословия, у него встречается немало мыслей, заимствованных у классических римских ораторов, но он также испытал значительное влияние восточной теологии и греческой философии. Амвросий уделял большое внимание богословию апостола Павла с его учением об оправдании через веру в прощение грехов. В этом отношении его проповедь была важной для Августина. Книга Согласия, сборник наших вероисповедных документов, неоднократно ссылается на авторитет Амвросия Медиоланского. Он оставил несколько богословских сочинений, а также около сотни писем различным лицам, в основном – священнослужителям. При этом епископ готовил свои письма для издания и чтения широкой публикой, что было популярным средством обращения к ней в IV-V вв.; письма, в которых можно было изложить основы веры, истолковать Священное Писание, опровергнуть заблуждения, стали общественным явлением. Иногда в письмах разбирались юридические случаи, и решение епископа таким образом закреплялось письменно.

Именно Амвросий ввёл в богослужение Западной Церкви пение гимнов (в 80-х г.. IV в.). В V-VI вв. традиция исполнения гимна в богослужении была принята повсеместно, но официальное включение гимна в церковный обиход произошло только в XIII в., когда гимны стали исполняться в фиксированные моменты служб, а также во время процессий и иногда в качестве вставок на мессе. Амвросий стал основателем так называемого "амвросианского пения". До него служба представляла собой речитативное исполнение псалмов одним певцом, на которое прихожане отвечали таким же однообразным речитативом. Амвросий значительно обогатил церковное богослужение, введя в него народные напевы и сочинив ряд гимнов, которые излагали христианское учение в стихотворных формах. Кроме 18 гимнов, с большей или меньшей вероятностью атрибутируемых Амвросию (на суточный круг молитвы; на церковные праздники Рождества, Богоявления и Пасхи; на дни святых), известно около 90 амвросианских гимнов, большая часть которых была написана в V-VI вв. его подражателями. Поэзия, в представлении Амвросия, обладает огромной властью над душами, принося им наслаждение. Она призвана служить душевному спасению, поэтому поэт призван уподобиться царю Давиду, гимнограф - "новый псалмопевец".

Последние написанные Амвросием строки были вдохновлены Пс. 43:24: “Тяжело столь долго влачить тело, уже овеянное мраком смерти. Восстань, что спишь, Господи! Навсегда ли отринешь?” Умер он в ночь со Страстной пятницы на Тихую субботу.

Случайное фото

Крещение Алисы 25.01.15 г.

Крещение Алисы 25.01.15 г.

Смотреть альбом

Отзывы

Добрый день! Да, у нас в храме тоже есть возможность приобрести предметы христианской атрибутики, если у людей есть желание. Если у Вас есть предположение, что приходы на этом зарабатывают, уверяю Вас, Вы ошибаетесь, делается это исключительно с целью распространения благовестия. Все товары, которые вы можете приобрести, тоже когда-то приобретались или изготовлялись церковью за определенные средства и предлагаются прихожанам по себестоимости. Пусть Вас не смущает этот вопрос. С уважением, настоятель прихода.

14.02.2016
Алексей
Петрозаводск

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31 / +7-953-535-81-54
  • sola-gratia@yandex.ru