Новости
03.05.2017

Литературное кафе

Начало в 18:00.
25.04.2017

День евангелиста Марка

Церковь отмечает память евангелиста.
20.04.2017

Соболезнование

Отошла к Господу Людмила Семёновна Уланен, супруга пастора Юхо Паккаря и кантор Чалнинского прихода.

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Главная страница / Литургика / Истины веры в литургии Церкви

Истины веры в литургии Церкви

Церковь Ингрии является Церковью латинского обряда и скандинавской традиции. Церковь-преемница средневекового литургического богатства, она старается сохранять лучшее из того, что создал опыт многих веков (ср. Ап. АИ, Артикул XXIV: О мессе, §1). Как Церковь евангелическая, она проводит публичные богослужения, лишённые элементов и текстов, противоречащих Священному Писанию.
В различных приходах может быть большее или меньшее количество традиций. Важно то, насколько они понимаемы и воспринимаемы верующими. Обряды Церкви существуют для того, чтобы в людях, которые получили увещевание Словом, могла быть зачата вера и чтобы они также могли молиться (Ап. АИ, Артикул XXIV: О мессе, §3); чтобы неучёные были научены тому, что им нужно знать о Христе (АИ, Артикул XXIV: О мессе, §3). Как одна часть богослужения – проповедь – не может читаться без надлежащего изложения доктрины, так и иные составляющие (убранство, музыка, свечи, облачения и процессии) бессмысленны без достаточного догматического обоснования и вредны, если они противоречат Священному Писанию. В литургии Церкви богословие способно не только выражаться, но и укрепляться.
Все выражения, символы и практики имеют своим источником положения веры, изложенные в Священном Писании. И напротив, положения веры не могут основываться на литургии, что стало бы нарушением принципа norma normans (см. Шм. арт., II: О мессе, §15; ФС [Epitiome]: О сути, нормах и стандартах, §§1, 7, [SD]: О всеобъемлющей сути, норме, основании и стандарте, §3).

Нередко, однако, используется выражение «lex orandi – lex credendi» («закон молитвы – закон веры») в двух неправильных значениях: 1) закон молитвы и есть закон веры, т.е. форма не может быть отделена от содержания; 2) закон молитвы определяет закон веры, т.е. то, как Церковь молится, определяет то, во что она верит. Последнее представление укоренилось в результате развития экуменического литургического богословия 1930-50-х гг. Сама фраза «lex orandi – lex credendi» представляет собой составленный в XIX в. французским аббатом-бенедитинцем Проспером Геранже (Gueranger) усечённый вариант слов Проспера Аквитанского (ок. 390-460 гг.). Франкский богослов и современник Августина Проспер Аквитанский опровергал полупелагиан. Последние утверждали, что человеческая свободная воля способна сделать первый шаг на пути своего обращения, а далее начинает действовать Бог. Проспер утверждает:

[…] приписывать благодати Христовой и зачатки доброй воли, и успехи в достойном хвалы благочестии, и стойкость до конца, будем помнить также о таинствах священнической публичной молитвы, которые, будучи переданными от апостолов, одинаково отправляются по всему миру и в каждой католической церкви, чтобы закон моления мог подкреплять закон веры [ut legem credendi lex statuat supplicandi]. (Indiculus de gratia Dei, 8// Denzinger 139) 

Здесь он ссылается на I Тим. 2:1-6. Полупелагиане использовали приблизительно следующие аргументы: Бог желает спасения всех, но спасаются не все, следовательно, Божественная воля не участвует в обращении, но человек сам должен использовать свою волю для того, что желает Бог. Проспер утверждает, что заповедь совершать молитву в рассматриваемых стихах и исполнение этой заповеди Церковью демонстрирует ту истину, что развращённый человек должен полагаться лишь на милость Божью. Полупелагиане подчёркивали неспособность Бога спасти всех, а Проспер – Его благодать и Искупление «Посредником между Богом и человеками». Иными словами, Проспер говорит, что закон, повеление молиться подкрепляет правильную веру. Послушание Церкви словам апостола признаёт нужду человека и отдаёт его обращение на Божественные устроение и милость. Cамая заповедь (или закон, lex) творить ходатайственную молитву – и есть lex orandi; нужно отметить также, что в Послании к Тимофею нам не дано конкретной формы совершения этой молитвы. Таким образом, Проспер ни в коем случае не апеллирует к литургии – для него именно Библия определяет содержание молитвы Церкви, а не литургическая практика определяет то, во что верить. Молитва становится богословским признанием, исповеданием.
Итак, принцип ut legem credendi lex statuat supplicandi (или более коротко: lex orandi – lex credendi) используется в правильном смысле, когда подразумевается, что то, как Церковь молится, отражает то, во что она верит. Литургия является богословским locus’ом в той мере, в какой она основана на Писании и даёт понимание живой традиции, причём она символична и поэтична. Если Церковь здорова, то её исповедания и литургия находятся в неразрывной связи.

Случайное фото

Крещение Олеси 31.05.15 г.

Крещение Олеси 31.05.15 г.

Смотреть альбом

Отзывы

Добро пожаловать на обновленный сайт прихода. Оставляйте здесь свои замечания, пожелания, просьбы и отзывы.

10.01.2014
Антон
Петрозаводск

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31
  • sola-gratia@yandex.ru