Новости
24.08.2017

День ап. Варфоломея

Церковь отмечает память апостола.
06.08.2017

Преображение

Церковь праздновала торжество Преображения нашего Господа.
25.07.2017

День ап. Иакова Старшего

Церковь отмечала память апостола.
22.07.2017

День Марии Магдалины

Церковь отмечала память жён-мироносиц.
21.07.2017

Молитвенная просьба

В рамках издательского проекта Церкви Ингрии ко Дню Реформации планируется издание Библии с лютеранскими комментариями. Просьба молиться о том, чтобы проект был завершён в срок.

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Главная страница / Литургика / Литургические цвета

Литургические цвета

Литургическими называются цвета, используемые в церкви для параментов, облачений, хоругвей и других украшений. Хотя в богослужении цвет и является дополнительным атрибутом, он имеет прямое отношение к периодам и праздникам церковного года.
Цвета в церкви используются по психологическим и дидактическим причинам, так как каждый цвет ассоциируется с определённым человеческим настроением и праздником, создавая эмоциональный фон при богослужении. Литургические цвета имеют свою историю развития и использования в Западной Церкви. У разных культур связь цвета с человеческим настроением различна.
В ранней Церкви не существовало предписаний по использованию определённого цвета в соответствующий период или праздник церковного года. Самые новые и лучшие покровы и облачения использовались в исключительных случаях. В IX в. появились некоторые правила, регулирующие цвет литургических облачений. В XVI в. стали использоваться цвета, соответствовавшие определённым праздникам и периодам церковного года. Полная стандартизация была завершена лишь в XIX в. под влиянием поставщиков церковных товаров.
В 1570 г. при папе Пие V была установлена всеобщая, или «римская», последовательность цветов. Цветом Рождества и Пасхи, самых важных церковных праздников, стал белый; Адвента и Великого поста – фиолетовый; Пепельной среды и Страстной пятницы – чёрный; Дня Пятидесятницы и дней мучеников – красный. Цветом остальных праздников был зелёный.
Параменты (лат. parare mensa – «приготовить трапезу» либо parare mente – «приготовить [свой] дух») – это текстили, используемые во время литургии. Литургические облачения развились из светской одежды. Священнослужители не носили специальных одеяний. Впоследствии, когда люди отказались от римского типа одежды, духовенство сохранило её для церковного служения. В течение IV-V вв. литургическая одежда стала всё больше отличаться от светской.
Одним из главных параментов в литургическом убранстве лютеранских церквей является антепендиум (лат. ante penderе – «перед» и «висеть»). Это изготавливаемый в литургическом цвете и содержащий соответствующие символы поры церковного года гобелен, висящий на алтаре и кафедре. Антепендии используются в храмах, начиная с IV столетия.

Белый литургический цвет

Белый: цвет невинности, чистоты и вечности, символизирующий совершенство, праздник и радость.

Используется в период Рождества до Богоявления; в период Пасхи до кануна Пятидесятницы, в День Святой Троицы; в Дни Благовещения, посещения Марией Елисаветы, Сретения, Преображения; в Дни архангела Михаила и всех ангелов, не являющихся мучениками святых; в Чистый четверг (если проводится Таинство Святого Причастия)

Красный литургический цвет

Красный: цвет рвения (огонь) и мученичества (кровь).

Используется от кануна Пятидесятницы до кануна Дня Святой Троицы; в Дни святых мучеников; в День Аугсбургского исповедания и в День Реформации; в день освящения церкви и годовщины прихода

Зеленый литургический цвет

Зелёный: цвет жизни, обновления и возрождения, надежды, духовного роста.

Используется с кануна второго воскресенья после Богоявления до Пепельной среды; с кануна первого воскресенья после Дня Святой Троицы до конца церковного года

Фиолетовый литургический цвет

Фиолетовый: цвет печали и раскаяния.

Используется в Адвент (до кануна Рождества); во время Великого поста (до богослужения в Страстную пятницу - если в Чистый четверг не проводится Таинство Святого Причастия)

Происходит от цвета порфиры/пурпура/багряницы, в которую был одет Христос (Ин. 19:2) 

Чёрный литургический цвет

Чёрный: цвет смерти, траура и смирения.

Используется в Страстную пятницу

 

(Цвет недели определяется воскресеньем, с которого эта неделя начинается. Это правило не относится к периоду Рождества. Если в какую-то из недель отмечают малый праздник, то используют цвет, соответствующий этому празднику, а затем возвращаются к основному цвету недели.
Литургический цвет определяется периодами и праздниками церковного года, его не изменяют для венчания или погребальной службы. Исключениями, однако, являются посвящение в духовный сан, освящение церкви и годовщина прихода, для празднования которых подойдёт красный цвет.)

– Максвелл Ли А., «Руководство для служителей алтаря»
– Литургический сборник ЕЛЦИ
– Цымляков Михаил, «Служение министранта»
– Кернс Эрл Е., «Дорогами христианства»

Случайное фото

Крещение Анастасии 11.09.2016 г.

Крещение Анастасии 11.09.2016 г.

Смотреть альбом

Отзывы

Здравствуйте. Для Евангелическо-лютеранской Церкви наличие у священнослужителей апостольского преемства (непрерывной цепочки рукоположений от самих апостолов через епископов и далее) не является обязательным. Тем более, сегодня уже сложно проверить, не нарушалась ли эта цепочка за прошедшие тысячелетия. Гораздо важнее преемственность от апостолов в учении. Однако Церковь в Скандинавии, а от неё и Церковь Ингрии, не утратила этой преемственности. Епископ Петрус Магни (шведский вариант имени: Педер Монзон), единственный во всей шведской Церкви, кто в 1520-х гг. получил своё назначение из рук папы римского, рукоположил во архиепископы Лаврентия Петри. Это было желанием короля, который как раз хотел избежать обвинений в отсутствии преемства. В Причастии мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина (см. X артикул Аугсбургского Исповедания: «О Святом Причастии наши церкви учат, что Тело и Кровь Христовы воистину присутствуют и раздаются тем, кто причащается»). Отпущение грехов в исповеди не зависит от достоинства священнослужителя, наличия у него мануальной преемственности и т.д. Оно основано лишь на Словах Самого Христа (Мф. 18:18, Ин. 20:23). Это объявление прощения, которое Спаситель даровал ещё почти 2000 лет назад. Слава Богу, что оно не зависит от человека. Вход в Царство Божье возможен всякому верующему в Сына Божьего (Ин. 3:16).

04.03.2016
Антон
Петрозаводск

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31 / +7-953-535-81-54
  • sola-gratia@yandex.ru