Новости
03.12.2017

Начало нового церковного года

Начинается предрождественский пост.
30.11.2017

День апостола Андрея

Церковь отмечает память апостола.
30.11.2017

Киноклуб

Начало в 18:30.
14.11.2017

Диаконическая помощь РПНД и РПБ

Помощь детско-подростковому отделению Республиканского психоневрологического диспансера и детскому отделению Республиканской психиатрической больницы (пос. Матросы).
01.11.2017

День всех святых

Прошло поминальное богослужение.
31.10.2017

Учебная Библия с комментариями

В библиотеку прихода поступила новая Учебная Библия, изданная Евангелическо-лютеранской Церковью Ингрии.

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Главная страница / Литургика / Литургическое пространство

Литургическое пространство

Богослужебный зал

Богослужебный зал

Здание, где происходит собрание народа Божьего – Церкви, от неё получило своё название. Господь обещал быть там, где Евангелие проповедуется истинно и Святые Таинства свершаются согласно Его установлениям (ср. Мф. 18:20). Это означает, что церковный зал является местом реального присутствия Божьего, требующего предельного уважения и почтения, подобно тому, какое испытал Моисей в пустыне: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Правильно организованный богослужебный зал помогает присутствующим осознать то, что они находятся в Доме Божьем.

Алтарь отделён от окна

Алтарь отделён от стены (от окна)

Алтарь является центром помещения и автоматически привлекает к себе внимание всей общины.
Богослужение предпочтительно совершать versus populum (лицом к народу), а не versus altare (лицом к алтарю).

"В истинной Мессе настоящих христиан алтарь не может оставаться там, где он находится сейчас [у самой стены], и священник всегда будет обращён лицом к людям, как, несомненно, поступил Христос во время последней Вечери".
– Мартин Лютер, «Немецкая месса и чин богослужения», 1526 (Luther’s Works, Vol. 53, p. 69.)

Первоначально алтарём был деревянный стол, а начиная с IV в. – металлический или каменный.

Алтарная ограда

Алтарная ограда

Алтарная ограда ныне не выполняет ту функцию, которую она выполняла, начиная с раннего Средневековья (отделение мирян от клира). Сегодня практически ограда является местом коленопреклонения для принятия Таинства Св. Причастия, во время Конфирмации и венчания.

"Когда служится месса, причастники должны собраться вместе в одном месте и одной группой. Алтарь был изобретен как раз для этой цели. Богу не важно, где мы стоим, и к нашей вере это ничего не добавляет. Однако нужно, чтобы причастники были открыты и в видимы для всех — как принимающих, так и не принимающих Причастие, — чтобы их жизнь была более видима, исследуема и проверяема. Ибо участие в Вечере — это часть исповеди, посредством которой они свидетельствуют перед Богам, ангелами и людьми, что они христиане. Таким образом, следует принять меры к тому, чтобы кто-нибудь не смог скрытно принять Вечерю и раствориться в толпе, так что никто не сможет сказать, ведет ли этот человек добрую или распутную жизнь. С другой стороны, даже в этом вопросе я не хочу вводить правила, но хочу лишь показать образец благочестивого и благопристойного порядка, который, пользуясь своей свободой, могут использовать свободные христиане".
– Мартин Лютер, «Чин мессы и причащения для виттенбергской церкви», 1523 (Luther’s Works, Vol. 53, p. 33.)

Есть и ещё одно очень важное символическое значение, которое имеет данный элемент церковного обустройства. Традиция сооружения полукруглой алтарной ограды является выражением того, что по эту сторону алтаря во время Вечери Господней собирается видимая Церковь, а по другую сторону – невидимая Церковь. Церковь воинствующая (лат. Ecclesia militans) соединяется с Церковью торжествующей (лат. Ecclesia triumphans).

Алтарь

Распятие и свечи на алтаре

После рубежа между первым и вторым тысячелетиями крест и свечу стали устанавливать на алтаре. Предметы на нём находятся в гармонии, а сам алтарь открыт взорам всех верующих.

Распятие появилось в церкви в позднее Средневековье из-за повышенного внимания к теме Страстей Господних. Лютеранское богословие одобряет присутствие распятия в церкви. Распятие как символ подчёркивает значимость воплощения Христа и Его искупительной Жертвы. Простой крест лишён этой выразительности. Есть утверждение, что пустой крест символизирует Воскресение, однако лютеранская Церковь считает, что «нет Бога отдельно от Этого Человека».
Использование света в символическом значении встречается в литургии с IV в. Христиане зажигали свечи на могилах мучеников. Свечи на алтаре выполняют символическую функцию, берущую начало в Ветхом Завете (Быт. 1:3) и основанную на высказывании Христа: «Я свет миру» (Ин. 8:12). На алтаре может присутствовать две, четыре либо шесть свечей.

Кафедра

Кафедра

Кафедра несколько возвышается над нефом и алтарной частью, позволяя прихожанам видеть и слышать проповедника, подчёркивая значительность провозглашения Слова Божия. Следуя достоинству произносимого с неё Слова Божьего, кафедра как постоянное литургическое место должна быть украшена не менее богато, чем алтарь. Важно и Слово, и Таинство.

«Роза Лютера»

"Благодать вам и мир от Господа нашего. Вы хотели узнать, попала ли в точку моя печать, что Вы мне выслали; я отвечу Вам по-дружески и изложу свои первоначальные мысли, а также ту причину, по которой моя печать является символом моей теологии. Первым должен быть черный крест на сердце, которое окрашено в свой естественный цвет, так что мне будет напомнено, что вера в распятого [Христа] вводит нас в Царство Небесное. «Потому что сердцем веруют к праведности» (Рим. 10:10). Хотя это и черный крест, который умерщвляет и должен также причинять боль, он оставляет сердцу его естественный цвет. Он не искажает природу, то есть не убивает, а сохраняет ее живой. «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17). А сердце изображено в центре цветка белой розы, олицетворяющей радость, утешение и умиротворение, которые приносит вера. Другими словами, она помещает верующего в белую розу радости, «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27).

Розе же надлежит быть белой, а не красной. Ведь белый цвет — это цвет духовности и всех ангелов (см. Мф. 28:3; Ин. 20:12). Роза благоухает в небесно-голубом поле. И такое благолепие в духе и вере есть начало будущей небесной услады. Поле окружено золотым кольцом. Это означает, что небесному блаженству нет конца; оно будет длиться вечно. Оно дороже всех радостей и благ, точно так же, как золото выше, благороднее, ценнее всех металлов. Это мой compendium theologiae [краткое изложение теологии]. Я хотел представить это объяснение Вам в знак нашей дружбы, в надежде на Ваше понимание. Да пребудет Христос, наш Господь, с Вашей душой вечно. Аминь".
– Письмо Мартина Лютера с истолкованием печати Лазарусу Шпенглеру, датированное 8 июля 1530 г.

Купель

Купель

Положение купели всегда должно соизмеряться с местом в лютеранской теологии таинства Крещения. Оно, как и служение провозглашения Евангелия, было учреждено, дабы мы могли обрести веру; оно необходимо для спасения, и через него даруется благодать Божья и Святой Дух (Аугсбургское Исповедание, Артикул V, §§1-2, Артикул IX, §§1-2). Поэтому купель не задвигают в угол на время, когда она не используется.

"В практике лютеранской церкви мы стремимся выразить единство, восславленное Давидом [Пс. 132] и Павлом [Еф. 4:3-6]. Поэтому в лютеранском богослужении мы осознаем важность единства, которое существует между крещальной купелью, кафедрой и алтарем. Вера, в которую мы крестим детей, есть истинная вера, о которой Павел говорит в Послании к Ефесянам. Вера, о которой пастор проповедует с кафедры, это не его личное мнение и даже не его взгляд на веру. То, что он провозглашает, есть сама единая истинная вера, изложенная в Символах веры. Вера, которую мы исповедуем перед алтарем прежде, чем прийти к Вечере Господней, не является индивидуальной верой каждого. Прощение, которое очищает вас в Вечере Господней, держится за «веру» Церкви. Поэтому купель, кафедра и алтарь выражают единство веры. Поэтому лютеранские пасторы не проповедуют с кафедры ничего, отличного от веры, в которую крестятся дети. Причастники не приходят к алтарю с верованиями и убеждениями, которые противоречат тому, о чем учат с кафедры.
Но помимо единства исповедания существует и другой вид единства между купелью, кафедрой и алтарем. Через Крещение, проповедь Евангелия и Вечерю Господню нам даруется одно и то же: благодать. Крещение, Евангелие и Вечеря Господня служат одной цели: даровать и сохранить веру, веру в нашего Спасителя Иисуса. Вера возникает, укрепляется и питается единственным способом: благодатью, которая исходит от Иисуса Христа. Как израильтяне питались манной небесной, так и Сион живет благодатью Божьей, посланной с небес в Его Сыне Иисусе Христе, благодатью, которая приходит к нам в Крещении, Евангелии и Вечере Господней".

– Дэниэл Произ, «Почему я лютеранин: Иисус как центр жизни»

Процессия

Процессионный крест

Это крест на высоком древке, предназначенный для несения во время процессий перед началом торжественных богослужений. В Средневековье странствующие монахи имели с собой лишь Слово и посох. Посох венчали крестом. Таким образом возник процессионный крест. В процессии он символизирует Христа, Который идёт первым, затем следуют последователи Христа.

Скамьи

Скамьи

Скамьи начали появляться в церквях с XIII века.

Место совершения литургии – это и есть место собрания верующих. Понятия «церковь» («экклесия», «собрание») и «вместе» («все они были единодушно вместе», Деян. 2:1) дополняют друг друга, поскольку имеется в виду община, проявляющая себя в том, что она сходится в одно место. Богослужебное помещение – это единое помещение и как таковое оно имеет центр, но не имеет периферии, т.е. в нём нет ни «более почётных», ни «не всем доступных» мест.

Орган

Это традиционный музыкальный инструмент для западной церкви латинского обряда (с VII-VIII вв.). Стабильно и регулярно орган стал сопровождать пение гимнов только с XVII в.

Во времена М. Лютера игра на органе чередовалась с пением. Орган мог задать тон (органист играл небольшое несложное вступление). Традиционным было пение в манере alternatim  чередовались куплеты, исполняемые всем приходом, хором на четыре голоса и сыгранные на органе (прихожане во время такого органного куплета мысленно пропевали текст).

Сборники гимнов, изданные в 2013 г.  

Сборник гимнов

Сборник церковных гимнов является «служебником для прихожан», поэтому наряду с Библией и Катехизисом каждому христианину полезно иметь его в домашней библиотеке. В нём приводится текст литургии и церковные гимны. Верующие могут использовать его и как книгу для богослужений, и как молитвенник для домашнего использования. Латвийский епископ Харальд Калниньш (ЕЛКРАС) напутствовал сборник духовных песен, выпущенный в 1987 г. для его церкви, такими словами:

"Так иди, дорогой сборник, сослужи возложенную на тебя благословенную службу в Доме Божьем, в христианских семьях; объедини всех в вере, стань утешением в страдании, в одиночестве и в старости, помоги святым советом в час крайней нужды постичь Бога до того момента, когда однажды тебя сменит песнь пред Троном Божьим, которая прозвучит изо всех народов, наций и языков".

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6). Будем воспитывать детей на гимнах, которые сначала они запоминают на слух и которые наполнены богословием, в центре стоит не человек, его переживания и настроение, но Святая Троица, истинный Бог и Человек Иисус Христос, воплотившийся, умерший, воскресший и вознёсшийся Спаситель мира, Закон и Евангелие, таинства и Церковь, – тогда они научатся отличать лжеучение от истины (БК, Краткое предисловие д-ра М. Лютера, §25).

"Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу" (Кол. 3:16, тж. см. Еф. 5:19).

Наши лютеранские гимны содержат библейское вероучение, поэтому о них говорят Вероисповедания:

"Поэтому Христос говорит (Иоан. 15:5): “...Без Меня не можете делать ничего”, и церковь поет:
Твоей лишь милостью мы все
Спасенье обретаем.
И в самом праведном житье
Все тщетно, что свершаем"".

– Аугсбургское Исповедание, Артикул XX, §39

"Но, с другой стороны, мы веруем, учим и исповедуем, что первородный грех является отнюдь не слабым и незначительным, но столь глубоким извращением человеческой природы, что ничего здорового или неразвращенного не осталось в человеческом теле и человеческой душе, в его внутренних или внешних силах, но, как поет Церковь:
Через преступление Адама всё развратилось –
Вся человеческая природа и сущность".

– Формула Согласия [Конспективное изложение]: Артикул I, §8 (тж. см. Формулу Согласия [Детальное изложение]: Артикул I, §23)

Заалтраный витраж в помещении воскресной школы. Благословение детей

Витраж

Витраж (лат. vitrum – стекло) – это орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
Витраж представляет собой особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой, придавая особое звучание как интерьеру, так и экстерьеру архитектурных объемов.
С давних пор витраж использовался в храмах. Появление витражей, в современном их понимании, связано с распространением христианства, а так как развитие витражного искусства связано с храмовым зодчеством, то оно подчинялось общей концепции богослужения, литургического действа. В храме земное и небесное соединяются в единое целое. Чаще всего витражи изображали религиозные, заимствованные из Библии и бытовые сцены. Они размещались в огромных окнах, а также могли быть самостоятельным декоративным элементом в интерьере храма.
Техника исполнения была различна, она менялась с развитием цивилизации, начиная от простейших витражей, существовавших в Древнем Египте со второго тысячелетия до н.э., а в Древнем Риме с I в. н.э. (здесь заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект), – до классических витражей XI-XIV вв., в которых применялись стёкла красного и синего цветов; куски, вырезанные по контуру изображений, скреплялись свинцовым каркасом, наряду с цветными стёклами применялись бесцветные. Иногда мелкие детали писали на стекле красками.
В настоящее время существует множество технологий, связанных с появлением новых материалов, породивших многообразие псевдо-витражей и витражей-имитаций.
Непременным достоинством витража является игра окрашенного света, преображая его в особое, священное пространство в лучах солнца, проникающих сквозь окна. Происходит так потому, что свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу таинственности, что особенно важно именно в храмах. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. И тем не менее, благодаря своей неповторимой технологии, витражи воздействуют на зрительное восприятие интерьера своим свечением, наполняя храм мерцанием, бросают по стенам цветные блики, символизируют Божественный свет.

Подсвечник

Подсвечник

В храме прихожане молятся и могут ставить свечи – в качестве символа молитвы. Вот некоторые стихи из Священного Писания о молитве:

"Непрестанно молитесь" (I Фес. 5:17).
"Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизречёнными" (Рим. 8:26).
"Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом" (Фил. 4:6).

Христос много времени проводил в молитве; Он вставал рано утром, чтобы пойти помолиться (Мк. 1:35). Одна из Его молитв записана в 17 главе Евангелия от Иоанна – Первосвященнической молитвой её назвал Давид Хитреус [Chytraeus, один из авторов Формулы Согласия].

Для чего нам молиться, если Господь Сам знает, в чём мы нуждаемся? Лютеранский богослов Мартин Хемниц так попытался суммировать возможные ответы на этот вопрос:
1) Взывая к Богу и размышляя над Его обетованиями, мы возрастаем духовно и упражняемся в вере. Иногда христиане молятся Псалмами, мы молимся покаянными Псалмами во время литургии. Эти тексты учат нас молиться. Несомненно, повторение обетований Божиих и размышление над ними пробуждает, воспламеняет и укрепляет нашу веру. Мы часто ленимся молиться или молимся, будучи холодны и сонны. Мы не приходим к Богу с тою расположенностью ума, с которою должны приходить. Но когда в молитве мы повторяем слова, сопровождая это усердными размышлениями относительно обещаний и наставлений Божиих, то наш разум обращается к Нему.
2) Поскольку Богу принадлежит слава Источника, Создателя и Подателя всех благ (Иак. 1:17), нам следует полностью полагаться на Него, и наши молитвы свидетельствуют о том, что мы не отдаём Его славы кому-то другому и не ищем её где-то вне Его.
3) В своих молитвах мы приносим наши желания и нужды Богу не потому что Он не знает их, но потому что, высказывая заботы Господу, мы можем облегчить и успокоить наши души. Обещание Бога на этот счёт очень приятно и утешительно: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас» (I Пет. 5:7).
4) Иоанн Златоуст добавил следующую причину, по которой нам следует молиться: «Часто взывая к Богу, мы  лучше  познаём  Его». Молитва – это вознесение к Богу разумом.
Богу известны все наши нужды, и Он прежде всякого нашего прошения уже устраивает всё наилучшим образом. Но всё же Он заповедал нам, чтобы мы молились. Как это совместить? Размышляя о тайных решениях Божиих, мы не должны позволять себе  забвение  того,  что  ясно  открыто  и  заповедано  в  Слове  Его.  Если  мы  не  можем совместить это, оставим тайны провидения Божия. Сосредоточимся на том, что заповедано в открытом Слове Божием относительно молитвы.
Можно ли молиться долго, ведь Христос сказал, чтобы мы не были многословны?.. Но многословие – это одно, а продолжительное душевное переживание – другое. «Много молиться – значит стучаться в дверь Того, Кому мы молимся с непрерывным и благочестивым вниманием сердца. Молитва даже лучше может быть выражена воздыханиями и стенаниями, чем словами; лучше слезами, чем речью» (Хемниц).

Мартин Лютер в Большом Катехизисе (Ч. 3, §§5, 8, 10-11, 27) говорит:

«Молитва входит в наши обязанности.
Как учит Вторая Заповедь, это взывание к Богу во всякой нужде. И этого Он требует от нас, а вовсе не оставляет на наше усмотрение.
Действительно, сердце человеческое по природе своей пребывает в столь унылом состоянии, что оно всегда избегает Бога и полагает, будто Он не желает слышать наших молитв, потому что мы грешники и не заслуживаем ничего, кроме гнева.
Ибо этой заповедью Он ясно дает нам понять, что не изгонит нас от Себя и не отбросит прочь, хотя мы и являемся грешниками, но, скорее, Он привлечет нас к Себе – так, чтобы мы могли смириться перед Ним, оплакать свое жалкое и ничтожное положение и молиться о благодати и помощи. Поэтому мы читаем в Писаниях, что Он гневается также и на тех, кто был поражен за свои грехи, когда они не обращаются к Нему, не пытаясь своими молитвами уменьшить Его гнев и снискать Его благодать.
Ибо все мы нуждаемся во многом, но величайшая наша нужда состоит в том, что мы не ощущаем и не видим того, что мы нуждаемся. Кроме того, Бог требует, чтобы вы стенали и умоляли об этих потребностях и нуждах не потому, что Он не знает о них, но чтобы вы могли воспламениться сердцем, возжелав большего, и раскрылись пошире, чтобы принять больше».

«Господи, научи нас молиться!» (Лк. 11:1)

Венок Адвента

По одной из версий, венок Адвента придумал немецкий лютеранский пастор Иоганн Генрих Вихерн (1808-1881) для сирот, которые постоянно спрашивали, когда наступит Рождество. В первоначальном венке свечей было больше (до 28), и по одной они зажигались ежедневно. Теперь сохранились свечи только на дни воскресные. Обычай устанавливать венок Адвента распространился и среди католических общин.

В каждое из четырёх воскресений Адвента мы зажигаем очередную свечу. Чем ближе Христос, тем больше света (ср. Ин. 8:12).

Рождественский вертеп

Возникновение обычая воспроизводить сцену Рождества Христова традиционно связывают с Франциском Ассизским: в 1223 г. в итальянском городе Греччо он установил первый рождественский вертеп. В жизнеописании Франциска Бонавентура (X гл., 7) описывает ту ночь: для торжественного представления были приготовлены ясли, сено, живые бык и осёл, было зажжено множество огней, звучали хвалебные гимны.

 

Литература:

  • Книга Согласия.
  • Кунцлер Михаэль. Литургия Церкви. – Кн. первая.
  • Лаато Тимо. Лютеранское богослужение на основе Писания.
  • Литургический сборник ЕЛЦИ.
  • Максвелл Ли. Руководство для служителей алтаря.
  • Произ Дэниэл. Почему я лютеранин: Иисус как центр жизни.
  • Русско-немецкий сборник духовных песен для богослужений и официальных актов в евангелическо-лютеранских общинах и в семейном кругу (Russisch-Deutsches Gesangbuch für Gottesdienste und Amtshandlungen in evangelisch-lutherischen Gemeinden und Hauskreisen, 1995).
  • Хемниц Мартин. Молитва Господня.
  • Цымляков Михаил. Служение министранта.
  • Luther's Works. Volume 53.
Случайное фото

Конфирмация 27.09.1992 г.

Конфирмация 27.09.1992 г.

Смотреть альбом

Отзывы

Здравствуйте. Для Евангелическо-лютеранской Церкви наличие у священнослужителей апостольского преемства (непрерывной цепочки рукоположений от самих апостолов через епископов и далее) не является обязательным. Тем более, сегодня уже сложно проверить, не нарушалась ли эта цепочка за прошедшие тысячелетия. Гораздо важнее преемственность от апостолов в учении. Однако Церковь в Скандинавии, а от неё и Церковь Ингрии, не утратила этой преемственности. Епископ Петрус Магни (шведский вариант имени: Педер Монзон), единственный во всей шведской Церкви, кто в 1520-х гг. получил своё назначение из рук папы римского, рукоположил во архиепископы Лаврентия Петри. Это было желанием короля, который как раз хотел избежать обвинений в отсутствии преемства. В Причастии мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина (см. X артикул Аугсбургского Исповедания: «О Святом Причастии наши церкви учат, что Тело и Кровь Христовы воистину присутствуют и раздаются тем, кто причащается»). Отпущение грехов в исповеди не зависит от достоинства священнослужителя, наличия у него мануальной преемственности и т.д. Оно основано лишь на Словах Самого Христа (Мф. 18:18, Ин. 20:23). Это объявление прощения, которое Спаситель даровал ещё почти 2000 лет назад. Слава Богу, что оно не зависит от человека. Вход в Царство Божье возможен всякому верующему в Сына Божьего (Ин. 3:16).

04.03.2016
Антон
Петрозаводск

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31 / +7-953-535-81-54
  • sola-gratia@yandex.ru