Новости
03.05.2017

Литературное кафе

Начало в 18:00.
25.04.2017

День евангелиста Марка

Церковь отмечает память евангелиста.
20.04.2017

Соболезнование

Отошла к Господу Людмила Семёновна Уланен, супруга пастора Юхо Паккаря и кантор Чалнинского прихода.

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Вечерня

На протяжении последних четырёх лет (с 1 ноября 2012 г.) в нашем приходе постепенно возрождается традиция проведения богослужений в рабочие дни. В нашем приходе стараются не переносить на воскресные дни праздники, выпадающие на будни, но собираться в церковь и на неделе. Публикуем краткий обзор истоков, важности и красоты малых служб.

Истоки проведения богослужений суточного круга

Богослужения суточного круга (иначе: литургия Часов, канонические Часы; эти названия обычно встречаются в православном и римо-католическом контексте) отличаются от причастной литургии. Они возникли как из ветхозаветных, так и из новозаветных установлений.

Определённые времена для молитвы в течение дня – это наследие Израиля. «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:6-7, тж. 11:19). Пророк Даниил «три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» (Дан. 6:10, 13). Во время ежевечерней жертвы в Храме также совершалась молитва, с нею было сопряжено и синагогальное служение вне Иерусалима либо же иудеи молились частным образом. В Пс. 118:164 мы находим седмеричное число молитв в течение суток: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей». (См. Пс. 1:2, 5:4, 54:18, 62:7, 87:2, 91:3, 118:55, 62; И. Нав. 1:8; Неем. 1:6; Ис. 26:9; тж. Лк. 6:12.)

В Новом Завете апостол Павел призывает христиан быть постоянными в молитве: Еф. 5:20, 6:18, I Фес. 5:17. За службами Третьего, Шестого и Девятого Часа [считая от восхода солнца, соответствуют сегодняшним 9:00, 12:00 и 15:00] вспоминаются различные события Страстей Христовых и первоначальной проповеди Евангелия народам. Впрочем, один исследователь усмотрел взаимозависимость: «Иисус Христос проходил главные этапы Своих Страстей как раз в моленные периоды Своего народа, той общины верующих, из которой вышел».

Литургические Часы:

Хвалы утренние (Laudes Matutinae). Воспоминание о Воскресении Христовом. Чтение Псалмов 148-150 о хвале Творца, когда на рассвете просыпается природа, начинается пение птиц. Как минимум, с VI в. исполняется Песнь Захарии (Benedictus, Лк. 1:68-79). Чинопоследование утрени, содержащее Песнь Захарии, можно найти в нашем Сборнике гимнов на стр. 52.

Первый Час (Prima). Начало дня характеризуется молитвенными прошениями.

Третий Час (Tertia). Распятие Иисуса (Мк. 15:25). Сошествие Св. Духа (Деян. 2:15).

Шестой Час (Sexta). Наступление тьмы, когда Иисус был на кресте (Мк. 15:33). Видение молившему апостолу Петру (Деян. 10:9).

Девятый Час (Nona). Смерть Иисуса (Мк. 15:34, 37). Апостолы Пётр и Иоанн шли в Храм в девятый час молитвы (Деян. 3:1). Молитва благочестивого сотника Корнилия (Деян. 10:2-3).

Вечерня (Vesperae). Возможно, служится по времени возношения ветхозаветной вечерней жертвы. См. ниже.

Повечерие (Completorium). Последнее молитвенное служение дня, происходит от слов «после вечери [ужина]». Повечерие берёт своё начало в монастырской жизни IV в. По субботам и воскресеньям после службы вечерни монахам предлагалась особая трапеза, после чего совершалось и особое моление перед отходом ко сну. Здесь преобладают два мотива: (1) взгляд на прошедший день и покаяние за совершенное в течение этого дня, (2) размышления над концом дня по аналогии с концом жизни и предание себя в руки Божьи. Повечерие несколько лет назад проводилось в приходе Св. Георгия в Колтушах. Впечатляющее чинопоследование открывается прошением: «Господи Всемогущий, даруй нам спокойную ночь и мирную кончину», которое проводит параллель между спокойным ночным сном и мирной смертью. Остальные прошения взяты из Пс. 91:2-3 «Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи». Во время поочерёдного (респонсорного) пения и молитвы литурга и прихожан звучит стих из Лк. 23:46 «В руки Твои предаю дух мой»; из Пс. 16:15 «Я в правде буду взирать на лице Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим». С IX в. на повечерии исполняется Песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпускаешь» (Nunc dimittis, Лк. 2:29-32).

Историческое развитие

Тертуллиан († после 220 г.) рекомендовал молиться в определённые часы, в которые имели место уже упомянутые значимые события апостольской истории из Книги Деяний. Представляет интерес глава «О времени, когда следует молиться» из сочинения «Апостольское предание», приписываемого Ипполиту Римскому († ок. 235 г.):

Все верные, мужчины и женщины, восстав утром ото сна, прежде чем приняться за какую-либо работу, пусть умоют свои руки и помолятся Богу и, таким образом, пусть приступают к своей работе. Если же будет поучение и будет Слово Божие читаться, то пусть каждый предпочтёт лучше идти в то место, считая в сердце своём, что Бог говорит через того, кто наставляет.
Ибо кто молится в церкви, тот сможет избежать опасности дня. Тот, кто опасается этого, пусть считает большим злом не идти в то место, где проповедуют…
Никто из вас не должен опаздывать в церковь, где учат. Тогда будет дано тому, кто говорит, учить о том, что полезно каждому, и ты услышишь о том, чего не знал, и ты усовершенствуешься в том, что даст тебе Святой Дух через того, кто учит. Таким образом, твоя вера укрепится от того, что услышал. Скажут тебе в этом месте (т.е. в церкви), чем следует тебе заниматься у себя дома. Вот почему каждый пусть усердно ходит в церковь – место, где процветает Святой Дух. Если же в какой-либо день не будет поучения, тогда каждый, хотя бы у себя дома, пусть возьмет святую книгу и читает в достаточной степени то, что, как ему кажется, принесёт пользу.  

Эти слова можно счесть и побуждением приходить на утреннюю молитву в нашем приходе, когда есть такая возможность. Автор также указывает на молитвы в Третьем, Шестом и Девятом Часу соответственно хронологии совершения событий того дня, когда был распят Христос, о чём уже сказано выше. Далее Ипполит говорит о молитве перед отходом ко сну, в полночь и при пении петуха.

Основатель западного монашества Бенедикт Нурсийский († 547 г.) ввёл в устав основанного им монастыря порядок совершения моления Часов, продолжив практику римской Церкви.

Как и многое благое, с течением времени эти службы обросли чтениями из житий святых в ущерб Писанию, множественными механическими молитвами монахов по обязанности или священников ради прибыли, а не из любви к Богу, а также иными злоупотреблениями, поэтому Мартин Лютер считал, что всё это необходимо сократить. «Мы справедливо отбросили молитвы монахов и попов, кои день и ночь истошно завывают и бормочут; но из них никто и не помышляет хоть чуть-чуть помолиться» (Большой Катехизис, «О молитве», §25). Во время Реформации были восприняты некоторые литургические Часы с целью восстановления практики ранней Церкви, особенно следовало совершать их в церковных школах. Богатое содержание служб, состоявших из Псалмов, библейских чтений, толкований, гимнов и молитв, было важным фактором формирования поколения, из которого вышли великие писатели, догматики и защитники веры. В важной литургической работе М. Лютера «Чин мессы и причащения для Виттенбергской церкви» (коротко именуется «Формула мессы», 1523 г.) мы находим указания:

В остальные дни, которые мы называем буднями, я не вижу ничего недопустимого, только бы были отменены ежедневные мессы. Ибо три чтения утрени и литургические Часы, вечерня и повечерие в обычное время (за исключением праздников святых) – это не что иное, как слова Божественного Писания. Было бы прекрасно и даже необходимо приучить мальчиков читать и слушать Псалмы и чтения Священных Писаний. А если следует здесь что-то обновить, то на усмотрение предстоятеля может быть сокращена чрезмерная протяжённость служб… лишь бы не получалось пресыщения от чрезмерного повторения одного и того же и утомления духа от чрезмерного разнообразия и множества распевов и чтений.

Движение пиетизма с XVIII в. с его небрежением церковной литургией уничтожило добрую традицию. «Конечной фазой» можно назвать «Речения по жребию», когда из тысяч речений для каждого дня по жребию вытягивалось одно речение из Ветхого Завета, и к нему свободно побирался текст из Нового, затем прибавлялось две строфы из песен… Библия таким образом была вульгарно низведена до уровня «оракула».

Л.Д. Рид, автор книги «Лютеранская литургия», пишет следующее. Наша Церковь признаёт, что утрени и вечерни не основаны на установлении Господа, они представляют собой лишь более позднее развитие, в них преподаётся лишь Слово и не преподаётся Таинство. Причастное богослужение сохраняет свою главенствующую роль. Утрени и вечерни являются дополнительными малыми службами молитвы и прославления Бога, в которых подчёркивается скорее субъективная, чем объективная сторона поклонения. Причастную службу можно рассматривать как кафедральный собор; утрени и вечерни – как часовни, построенные в тени главного сооружения.

Чинопоследование вечерни

Да направится молитва моя,
как фимиам, пред лице Твоё,
воздеяние рук моих –
как жертва вечерняя. (Пс. 140:2)

Вечерня совершалась в дореформационной Церкви и в лютеранской Церкви после Реформации. Римская Церковь предпринимала постоянные усилия, чтобы придать ей особую торжественность, не одобрялось использование «низкоцерковной» музыки. В VI в. были введены респонсории (от лат. respondere – «отвечать») – песнопения, в которых чередуются пение литурга и прихода; это считается одним из наивысших достижений древней системы григорианского исполнения. Вечерня состоит в размышлении, благодарении и молитве, хотя и элемент прославления (как в Песни Марии) также присутствует. Малые службы представляют собой диалогическое событие: Бог говорит к Своему народу (в Псалмах, проповеди и др.), народ отвечает в песнопениях и молитвах. Ниже приводится последование вечерни с небольшими объяснениями.

♦ Служба начинается с гимна.

♦ Затем следуют обряды приглашения в форме версикулов (лат. versiculus – «строчка») – вводных отрывков из Псалмов в молитвенном духе: Пс. 50:17 «Господи! отверзи уста мои// и уста мои возвестят хвалу Твою:», 69:2 «Поспеши, Боже, избавить меня// Господи, на помощь мне». Они исполняются респонсорно (поочерёдно) литургом и приходом. Эти приглашения имеют свою историю и появились они ещё задолго до Реформации. Вместе с последующим славословием «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» они служат литургическим введением к дальнейшим элементам службы.

♦ Приглашение, как и каждый Псалом в богослужении, завершается малым славословием «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (Gloria Patri). Оно представляет собой формулу, сочетающую доктринальные и молитвенные ценности. Это краткое, но ясное исповедание веры в Святую Троицу, составляющее подлинно христианское завершение к ветхозаветным Псалмам при их использовании в христианском богослужении. Самой ранней формой малого славословия была следующая: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков». Арианская ересь отвергла вечность Сына и ввела в употребление форму «Слава Отцу в Сыне и Святому Духу». В ответ на это заблуждение ортодоксальная партия восстановила первоначальную форму и добавила следующие заключительные слова: «Ныне, и присно, и во веки веков». Начиная с IV в. через использование этого славословия Церковь непрерывно несла своё свидетельство миру.

♦ Затем поётся «Аллилуйя» – еврейское выражение «Хвалите Бога», которое часто используется в Псалмах.

♦ Далее читается Псалом. Чтение Псалтыри объединяло евреев, рассеянных по многим странам, в поклонении в синагогах и в Храмовой службе. Христиане полностью включили Псалтырь в своё поклонение. Она стала первым христианским сборником гимнов. После чтения Псалма снова следует малое славословие «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». В этой части богослужения ярко выражен молитвенный и жертвенный характер вечерни (Евр. 13:15 «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его»). 

♦ Литург читает Писание. Завершает чтение Писания респонд (лат. respondere – «отвечать»), ответ прихода: «Благодарение Богу» или «Слава Тебе, Христос!»

♦ Произносится проповедь.

♦ Звучит возвышенный ответ прихода на то, о чём говорилось в Слове Божьем, кантик (лат. canticum – «песнь»). Он представляет собой схожий с гимном отрывок из Священного Писания, но не из Псалмов, можно сказать, что это «псалмы» вне Псалтыри. Как отмечено ранее, кантик Песнь Захарии исполняется на утрене; Песнь Симеона – на повечерии; Песнь Марии, или «Величит» (Magnificat, Лк. 1:46-55) используется на вечерне в Западной Церкви, как минимум, с VI в. (монастырский устав Бенедикта Нурсийского). По выражению одного автора, это – «драматургическая вершина» чинопоследования вечерни. Здесь кантику предпосланы слова литурга: «Христа, Спасителя нашего, Бога вечного, Сына Марии Девы, хвалим в вечности. Аминь». Песнь Марии обнаруживает некоторое сходство с Песнью Анны (I Цар. 2:1-10). Почему этот кантик в Западной Церкви поётся на вечерне? Считается, что эта благодарственная хвала родственна вечернему благодарению за истёкший день и за Искупление. Приводят и другие образные причины, например, что «мир спасён был на его закате, через согласие Марии с Божественным планом искупления». (Отчётливо видна содержательная близость Песни Симеона «Ныне отпускаешь» к завершению дня; а Песни Захарии – к утренней хвале: «Посетил нас Восток [восход солнца] свыше, просветить сидящих во тьме», Лк. 1:78-79.) В заключение кантика снова используется малое славословие «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», что делает частное благодарение Марии более общим благодарением всей Церкви; Мария выступила как прообраз Церкви. Внешним образом также подчёркивается достоинство исполнения кантиков: они воспеваются стоя.

♦ Следуют краткие молитвенные воззвания «Господи, помилуй». Они находятся в конце чинопоследования вечерни с IV в. согласно традиции христианского Востока. Это христианская версия синагогальной молитвы, основанной на Пс. 50:3. Библейская основа данного литургического призыва содержится также в Ис. 33:2; Мф. 15:22, 20:30. Во всех этих случаях мы видим крик нуждающихся и угнетённых, которые молят о Божественной милости и помощи. Это сильный, простой, естественный призыв сердца. Он представляет собой прелюдию к последующим молитвенным прошениям.

♦ Затем все произносят Молитву Господню, которая служит образцом для наших личных молитв. Молитва «Отче наш» в этом месте также содержится уже в бенедиктинском уставе VI в. Предстоятель произносил её во всеуслышание, напоминая монастырской братии о необходимости взаимного прощения. Следует распеваемая поочерёдная молитва и молитва дня, читаемая литургом, – коллекта. Коллекта состоит из инвокации (призывания) имени Божьего, петиция (прошения), прославления Бога и изменяется в зависимости от периода или дня церковного года). 

♦ Прославление «Да будет имя Господне проставлено и благословенно», основанное на славословии Книги Псалтыри (40:14, 71:19, 88:53, 105:48).

♦ Пропеваемое благословение.

♦ Завершает вечерню пение гимна.

В заключение приведём слова Л.Д. Рида: «С древнейших времён это вечернее богослужение было наделено глубоким поэтическим чувством. Человек ощущает своё родство со всей природой. Солнце и ветры свершили свой труд, день близится к концу, тени удлиняются, и на землю опускаются умиротворение и покой. Люди испытывают чувство выполненного долга, удовлетворение, основанное на честном труде в должном настроении. Многие ищут перемены в мирском наслаждении, и для некоторых тёмные часы – это часы распущенности и греха. Христианин не свободен от искушений. Изоляция, усталость или дурная компания и скверный пример могут сбить его с пути. Однако пребывание в христианском общении и молитве даёт благодать и силу, а живое чувство провидения Божия при благоприятных обстоятельствах может привести христианина к воспоминанию о милостях дня с сердцем, исполненным благодарности, и к испрошению Божественной защиты на грядущую ночь». 

__________

Литература:

• Ипполит Римский. Апостольское предание.
• Книга Согласия (вероисповедание и учение Евангелическо-лютеранской Церкви).
• Кунцлер Михаэль. Литургия Церкви. Т. 3.
• Лютер Мартин. Чин мессы и причащения для Виттенбергской церкви.
• Повечерие (Чинопоследование из сборника Lutheran Service Book, перев. с англ.: Розет Д.А., 2012).
• Рид Лютер Д. Лютеранская литургия.
• Сборник гимнов Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии на территории России (2013).
• Тертуллиан. О молитве.

Случайное фото

Собрание священнослужителей в Кондопоге 9-10.03.2016 г.

Собрание священнослужителей в Кондопоге 9-10.03.2016 г.

Смотреть альбом

Отзывы

Здравствуйте! Объясните разницу между причастием у католиков ,православных и лютеран. Пишут , что лютеранское причастие не такое, а так же, что покаяние у лютеранского священника не зачтется, связывают это вроде как с тем, что прервана цепочка рукоположений,"через возложение рук Апостольских подается Дух Святый". Деян. 8:18 Далее эта власть передана апостолами епископам (1Тим. 4:14; Тит. 1:5; 1Тим. 5:22)Следовательно, благодать Духа в той Церкви, которая исторически сохранила непрерывной цепочку рукоположений." по передаче от Христа к апостолам потом папе и т,д В чем принципиальные различия? Почему православные заявляют, что господь всех других будет судить не так ,как их и только им возможно царствие божие, а католики ,что лютеранское причастие не считается?

02.03.2016
Сергей
Санкт-Петербург

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31
  • sola-gratia@yandex.ru