Новости
03.05.2017

Литературное кафе

Начало в 18:00.
25.04.2017

День евангелиста Марка

Церковь отмечала память евангелиста.
20.04.2017

Соболезнование

Отошла к Господу Людмила Семёновна Уланен, супруга пастора Юхо Паккаря и кантор Чалнинского прихода.

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

История прихода

Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии придерживается традиционного лютеранского вероисповедания, которое основывается на неизменной истине Священного Писания, и подчёркивает библейский и апостольский подход к пониманию пастырского служения, отправлению Таинств и церковной иерархии. Церковь Ингрии является членом Всемирной Лютеранской Федерации, Международного Лютеранского Совета и Конференции Европейских Церквей. Церковь поддерживает братские отношения с Русской православной церковью и Римско-католической церковью, а также активно сотрудничает со всеми христианскими церквями, принадлежащими к Западной или Восточной традиции. Сохраняя исторические традиции служения Господу, а также, являясь частью христианской семьи, Церковь Ингрии открыта для развития дружеских межконфессиональных отношений ради славы Христовой и созидания Его Единой, Святой и Апостольской Церкви.
В многокрасочной конфессиональной картине России Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии занимает заметное место. Она совершает своё служение от Санкт-Петербурга до Сибири. В настоящее время она насчитывает около 75 приходов (15 тысяч членов). Возглавляет Церковь доктор богословия, епископ Арри Кугаппи. Руководящим органом является Синод, созываемый раз в год, председателем которого является епископ. Для координации работы приходов в Церкви сформированы отделы: Диаконический, Миссионерский, Детско-юношеский и Информационный. Отделы расположены в Центральной Канцелярии Церкви Ингрии в Санкт-Петербурге и находятся под юрисдикцией епископа Церкви.
В нашей стране корни лютеранства можно найти уже в XVI в., вскоре после начала Реформации в Европе. В 1560-х гг. Иван Грозный позволил жившим в Москве немцам построить часовню и преподавать в ней Катехизис (изложение основ христианской веры согласно Библии). С тех пор лютеранство естественным образом закрепилось по всей России, получив новую волну возрождения в 90-х гг. XX в. Несмотря на то, что Церковь Ингрии исторически связана с ингерманландскими финнами, в её состав входят христиане любой национальности, придерживающиеся лютеранского вероисповедания. На территории Карелии Церковь Ингрии имеет 16 приходов, которые вместе с приходом города Мурманска составляют Карельское пробство.
До революции 1917 года в России существовало 32 ингерманландских прихода, располагавшихся от Санкт-Петербурга до границ Эстонии. В приходах состояло 147 тысяч человек...


Лютеранство в г. Петрозаводске

История немецкой Евангелическо-лютеранской общины г. Петрозаводска
в дореволюционное и послереволюционное время

История Евангелическо-лютеранского прихода в г. Петрозаводске берёт своё начало ещё с петровских времён. Появлению лютеран в Петрозаводске способствовало строительство пушечного завода. Петром I на работы по строительству были приглашены специалисты из Дании и Германии. На оборонный завод царь пригласил мастеров металлообработки из разных стран – Германии, Голландии, Дании и Англии. Они составляли до четырёх процентов работающих на заводе.
Западные инженеры активно влияли на культурную жизнь города. На берегу Онежского озера возвели православную церковь в новом стиле, на берегу р. Лососинки в голландском стиле был построен царский дворец, а перед ним разбит парк по всем правилам французского паркового строительства. На другом берегу Лососинки была построена деревянная, как тогда говорили, «немецкая» церковь. Это была лютеранская церковь.
До революции здание церкви находилось в центре города (ныне расположено по адресу ул. Герцена, дом 10) и являлось зданием немецкого лютеранского прихода. Хоронили лютеран и католиков на кладбище, находившемся на высоком песчаном бугре слева от Санкт-Петербургского почтового тракта (ныне Первомайский пр.). Именно там, рядом с Домом культуры железнодорожников (с южной стороны), и покоятся последние прихожане предпоследней кирхи города.
Упоминаются в документах и события, связанные с текущей жизнью молитвенного дома. Указатель по «Олонецким губернским ведомостям» отмечает, что в 1904 г. в кирхе имелся орган, точнее, фисгармония и аккомпанировали пению псалмов два органиста: П. Вальюс и А. Штегер. Интересно, что, видимо, эта фисгармония неожиданно всплыла в качестве «дара» некоего лица православному приходу Зарецкой церкви в ноябре 1926 г.
Жизнь лютеранской общины текла мирно, своим чередом до 1923 г., хотя у кирхи с мая 1914 г. уже не было постоянного пастора. Незадолго до этого пастор Оскар Линдберг покинул Петрозаводск. Он-то хорошо понимал, что со дня обнародования декрета об отделении церкви от государства для культовых объединений независимо от конфессии положение будет только ухудшаться. На открытые меры против религиозных сообществ власти не решались, но постоянное давление на них оказывали общественные организации типа «Общества воинствующих безбожников», действующие с ведома и под контролем ГПУ, а затем НКВД. Изыскивались всевозможные «законные» способы притеснения деятельности общин.
С лютеранской церковью городские власти сумели покончить внешне законным, но по сути обычным силовым способом.
Кирху передали спортсменам общества «Спартак», но стоять на старом месте зданию оставалось недолго. Как раз в это время по всей России стали возводить помпезные и, как потом выяснилось, ненужные Дома крестьянина. Место для него решили выделить прямо возле кирхи «для дальнейшего использования последней в комплексе с ДК». Архитектурно они, естественно, не сочетались, и поэтому вскоре потребовался перенос кирхи на заднюю линию усадьбы ДК, что и было выполнено летом 1927 г. Причём при разборе и переносе здания бывшей кирхи с улицы Гоголя на Б. Закаменскую улицу было оговорено, что «…все поломки [АО «Карелгосстрой»] обязуется исправить за свой счёт». Здание было собрано из прежнего материала и в прежнем виде, конечно, за исключением Христианской символики.
К этому времени во ВЦИКе рассмотрели жалобу П. Пулкинена. Член Президиума ВЦИК П. Смидович предложил предоставить лютеранской общине другое помещение, но его, видимо, переубедили, и на окончательном решении это предложение вычеркнуто его же рукой.
Кирха была закрыта, а после этого и община лютеран распалась. Расчёт городских властей полностью оправдался: ко времени окончания переноса молитвенного дома на 100 метров вглубь сада (тыльной стороной на нынешнюю улицу Герцена, ныне дом  № 10-а) община практически перестала существовать. Так же распустили и римско-католическую общину, отобрав у неё здание костёла.
Верующих поставили в безвыходное положение, отобрав храмы, но милостиво разрешив объединения из не менее чем 20 человек, зарегистрированных по установленной форме в НКВД. При этом категорически запрещалось использовать жилые дома в качестве молитвенных.
Жизнь лютеранской общины продолжала теплиться и в суровые 30-е гг. В отчётах «Общества воинствующих безбожников» за 1931 г. упоминается среди 11 православных, 1 еврейской и 1 мусульманской и лютеранская община. Более подробно расшифровывалась деятельность общества из 28 евангелистов в Заозерье (Соломенное), там же были зарегистрированы и 2 проповедника.
Использование же кирхи, как сказано в отчёте воинствующих безбожников, было поставлено на службу культурно-просветительским целям, т.е. в ней был оборудован гимнастический зал, после войны в доме размещался райвоенкомат, затем опять физкультурники. Цокольный этаж некоторое время арендовало ИЧП «Губернатор».   

История Евангелическо-лютеранского прихода
церкви Ингрии в г. Петрозаводске

История Евангелическо-лютеранского прихода церкви Ингрии в г. Петрозаводске началась в послевоенное время, она тесно связана с политическими репрессиями.
Историки ещё не добрались до самых истоков гонений на финнов, руководимых «родной коммунистической партией», однако, известно, что уже 4 марта 1930 г. бюро Ленинградского обкома ВКП(б) приняло постановление о выселении местного населения из погранполосы, чтобы обеспечить безопасность границы рядом с Ленинградом. Естественно, что местным населением на границе с Финляндией были финны.
Но прежде всего следует отметить, что большое количество финнов приехало в Карелию ещё в 1918 г. Это были так называемые «красные финны» из Канады, США и Финляндии – практически все они были атеистами и приверженцами коммунистической идеологии. Эти финны не имели никакого отношения к тем, кто позднее участвовал в создании Евангелическо-лютеранского прихода в Петрозаводске.
До Второй Мировой войны, во время коллективизации из Ленинградской области вследствие раскулачивания многие ингерманландские финны были высланы в Сибирь, Среднюю Азию. Во время войны, в 1942 г., из Ленинградской области были вывезены ещё тысячи ингерманландцев. Большое количество ингерманландских финнов было вывезено в Финляндию в 1943-м, на основании заключённого договора между Германией и Финляндией. Многие из них были возвращены под давлением Советского Союза в послевоенное время и расселены в различных регионах России. Мытарства финнов-ингерманландцев продолжались и в послевоенные годы. В конце 40-х гг. многие из них пытались вернуться на родину самостоятельно. Но безрезультатно. Ещё в 1945 г. председатель Леноблсовета Н. Соловьёв писал А. Косыгину: «В отношении приехавших мы принимаем меры по возвращению их обратно. Для того чтобы окончательно ликвидировать возможность возврата населения ингерманландского происхождения, которому проживать в Ленинградской области не разрешено, просим вашего разрешения всё жильё и хозяйственные постройки оценить и продать». Таким образом, на историческую родину возвращаться финнам не позволили. Постепенно финские семьи стали переезжать в Эстонию, но власти запретили поселяться и там. В 1949 г. из Москвы пришло разрешение на размещение финнов на территории Карелии. Одна из основателей прихода в Петрозаводске – Мария Каява в это время жила в Эстонии. Вот как она описывает те события: «12 марта 1949 года в Пихкола приехал представитель из Карельской Автономной Социалистической Советской Республики – некий Маннинен, поселился в гостинице и организовал встречу с финнами. Он представил им приглашение на переезд в Карелию, в Петрозаводск. В Хаялла  отправили финнов, рассказать другим – из Сибири и Урала. Было бы естественно, если бы финны жили в Карелии, где были также и другие финны. Там необходима рабочая сила. В 18 километрах от Петрозаводска к северу была чалнинская лесопилка, где разрабатывались окрестные леса для производства пиломатериалов. Тем, кто хотел переехать, платили «подъёмные»: глава семьи получал 1000 рублей, а другие члены семьи каждый по 300 рублей. Дорога также оплачивалась».
В апреле того же года Мария Каява с родственниками переехала в Чалну, в этот посёлок приехало много ингерманландских финнов из Ташкента и других мест. Всего в Карелию переехало около 20 тысяч финнов, многие из них попали на лесоразработки. Со временем часть ингерманландцев вернулась на историческую родину, а в начале девяностых многие переехали в Финляндию, на постоянное место жительства. Многие финны хранили веру, как и в Сибири, и в Средней Азии на тайно проводимых духовных собраниях читалось Священное Писание и пелись гимны. Кто-то посещал собрания баптистов, а некоторые посещали православную церковь. В воспоминаниях Марии Каява мы читаем: «В Пасху, группа тоскующих по церкви ингерманландцев отправилась в петрозаводскую православную церковь и провела пасхальную ночь вместе с православными. Настоятелем прихода был отец Геннадий. Он узнал о присутствии финнов; и они остались также на дневную пасхальную службу. Отец Геннадий попросил их спеть что-нибудь, потому что  «у финнов красивые гимны».  Они пели, а отец Геннадий читал пасхальное Евангелие по-русски, по-фински и на карельском языке. После этого между финской и православной общинами зародились единство и дружба». Отец Геннадий вместе с Марией Каява посещал больных. В богослужении у православных было плохо то, что служба шла на церковно-славянском, и финнам было трудно понимать её. Собрания у баптистов проходили так же, как и финские, но Причастие давалось по-иному. Поэтому «дом ингерманландцев не мог быть домом, пока не будет церкви». 
Первое заявление о регистрации общины в Москву было написано в 1952 г., но ответ оттуда был отрицательный. В местные органы власти обращались Мария Каява, Пётр Виролайнен и Юхани Пукки. Власти либо сразу отказывали, либо требовали до тысячи подписей. Отказ обосновывался наличием в городе двух православных церквей, куда могли ходить все желающие.
В 1953 г. из ссылки вернулись Пааво Хайми и Юхани Вассель – ингерманландские священники. Они поселились в Петрозаводске, и по их возвращении духовная жизнь общины оживилась. Люди наконец смогли получить Причастие, участвовать в конфирмационном обучении. (См. фото: Конфирмация в Чалне 1954-56 гг., в центре - пастор Юхани Вассель.) Летом собрания зачастую проводились на кладбище из-за большого количества народа. Нередко такие собрания разгонялись милицией по доносу.
Пасторы смогли установить связь с Эстонской лютеранской церковью, и в 1958 г. Петрозаводск посетил архиепископ Эстонской церкви Ян Кивит. «Они рассказали архиепископу о своей неудаче и о пришедшем в ответ заявлении. Он сказал, что не следует падать духом. В то время как в Эстонии было 190 лютеранских приходов, то и у ингерманландцев должно быть такое право на основание прихода. Они являются такими же гражданами Советского Союза, как и другие». Ян Кивит посоветовал, как правильно подать заявление о регистрации в Совет по делам религий при Совмине СССР. После этого было написано такое заявление, и под ним поставили подписи семьсот три человека. Но Совмин в регистрации отказал. Однако же заявления продолжали писать. 28 мая 1969 г. заявление с просьбой о регистрации было написано также в Исполнительный Комитет г. Петрозаводска.

Исполнительному Комитету
города Петрозаводска КАССР

ЗАЯВЛЕНИЕ

Для совместного удовлетворения религиозных потребностей
Мы, граждане, в числе 28 человек, принадлежащие к Евангелистской Лютеранской Киркке желаем образовать религиозное общество. Район деятельности религиозного общества будет распространяться в городе Петрозаводске. Просим зарегистрировать наше Общество/

Гор. Петрозаводск ул. Нагорная дом 2
28 мая 1969 г.

В конце концов, разрешение на регистрацию было получено. Архиепископ оказал активную помощь в составлении необходимых документов, которые отсылались в Москву. 10 июня 1969 г. исполнительным комитетом Петрозаводского городского Совета депутатов трудящихся был официально зарегистрирован Евангелическо-лютеранский приход г. Петрозаводска.

КОМУ: в дело, Совету Министров КАССР, Горкому партии,
прокурору города, тов. Поршнякову В. И.

РЕШЕНИЕ № 321
Исполнительного комитета Петрозаводского городского
Совета депутатов трудящихся

От 10 июня 1969 года

О регистрации религиозного общества
Лютеран в городе Петрозаводске.

Рассмотрев заявление учредителей религиозного общества лютеран, проживающих в г. Петрозаводске и руководствуясь постановлением Совета Министров РСФСР № 494 от 24 июля 1968 года, исполком Петрозаводского городского Совета депутатов трудящихся РЕШАЕТ:
Просить Совет Министров Карельской АССР удовлетворить просьбу учредителей верующих лютеран о регистрации религиозной общины в городе Петрозаводске.

Председатель исполкома Петрозаводского
городского Совета депутатов трудящихся – (П. Сепсяков).

Секретарь исполкома Петрозаводского
городского Совета депутатов трудящихся – (Е. Мережина).

20 июня 1969 года это решение было подтверждено в Совете Министров Карельской АССР:

Совет по делам религий при
Совете Министров СССР

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Совет Министров Карельской АССР, рассмотрев заключение и.о. Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Карельской АССР, считает целесообразным удовлетворить просьбу верующих лютеран и просит Совет по делам религий при Совете Министров СССР вынести постановление о регистрации Петрозаводской лютеранской общины.

Приложение: Заявление учредителей религиозной
            общины лютеран города Петрозаводска
            и заключение по лютеранской общине.

Зам. Председателя Совета Министров
Карельской АССР

/В. Смирнов/

Уже в сентябре  того же года Элмар Куль был официально назначен на служение в Петрозаводске Евангелическо-лютеранской церковью Эстонии. Ниже приведён текст назначения, хранящегося в Национальном Архиве Республики Карелия:

Архиепископ Эстонской Евангелическо-лютеранской церкви, г. Таллинн, ул. Рааматукоги, дом 8. 30 сентября 1969 года.
Правлению Евангелическо-лютеранского прихода в г. Петрозаводске.
Настоящим сообщаю, что консистория Эстонской Евангелическо-лютеранской церкви согласна на основе вашей просьбы определить пастора для служения в Евангелическо-лютеранском приходе в городе Петрозаводске.
Пастором, который будет обслуживать Евангелическо-лютеранский приход в Петрозаводске назначается пастор Нарвского Эстонского Евангелическо-лютеранского прихода Элмар Куль.
О начале и периодичности обслуживания прихода прошу сообщить консистории.

Э. Харк, заместитель архиепископа
Евангелическо-Лютеранской церкви
Эстонской ССР.

Элмар Куль был  хорошо известен среди прихожан в Петрозаводске уже с 1964 г.: после смерти местных священников он неофициально проводил богослужения. Отныне он мог беспрепятственно приезжать в Петрозаводск шесть раз в год и проводить богослужения. В городе он мог быть не более 12 часов.
После регистрации прихода необходимо было решить вопрос о помещении прихода. «Теперь необходимо найти дом, который можно было бы использовать как церковь. Люди много жертвовали, чтобы приобрести здание. Те прихожане, которые являлись активистами в приходе, осматривали город в поисках подходящего здания, особенно следует отметить Юхана Пукки. Подходящие дома были, но горсовет не давал права на приобретение, так как рядом находилась то школа, то спортплощадка, то детский сад, то больница или кладбище… Наконец Юхана Хянникяйнен нашёл на Гвардейской улице небольшой дом  № 59, который был выставлен на продажу, обитатели этого дома переехали в Белоруссию».
Это был небольшой домик на окраине города. Он был слишком мал для нужд прихода, но иного варианта не было. Власти дали разрешение на его приобретение и реконструкцию. Был составлен договор с владелицей дома о его приобретении:

ДОГОВОР

Город Петрозаводск 1970 год 22 января

Мы, нижеподписавшиеся: Карман Леокадия Иосифовна, проживающая в Петрозаводске по улице Гвардейской д. 59 кв. 1, и религиозное объединение Евангельских лютеран в г. Петрозаводске, в лице Каява Марии Ивановны, проживающей в г. Петрозаводске по ул. Сулажгорской д. 64, кв. 2, действующей по договоренности выданной Исполкомом Петрозаводского горсовета 22 января 1970 года за № 67, заключили между собой договор следующего содержания:
1. Карман Леокадия Иосифовна продала религиозному объединению Евангельских лютеран в г. Петрозаводске целый дом, находящийся в г. Петрозаводске по ул. Гвардейской 59.
2. Указанный жилой дом принадлежит гражданке Карман Леокадии Иосифовне на праве личной собственности согласно договора купли-продажи от 29 августа 1967 года и продаётся за 3700 (три тысячи семьсот) рублей, оплачиваемых религиозным объединением Евангельских лютеран в городе Петрозаводске при подписании настоящего договора. Инвентаризационная оценка жилого дома составляет 1332 рубля.

31 января 1970 года между общиной и горсоветом был заключён договор о передаче здания для открытия в нём молитвенного дома.

ДОГОВОР

Мы, нижеподписавшиеся граждане, проживающие в городе Петрозаводске, составившие общину Евангельских лютеран, зарегистрированную в установленном порядке 31 июля 1969 года, именуемую в дальнейшем «граждане», и исполнительный комитет Петрозаводского горсовета Совета депутатов трудящихся в лице его уполномоченного представителя, зампредседателя исполкома Поршнякова Валентина Ивановича, именуемого в настоящем договоре «Исполнительный комитет», заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Исполнительный комитет передаёт, а граждане принимают в бесплатное пользование следующее имущество:
А) Деревянное молитвенное здание, расположенное по улице Гвардейской дом 59, полезной площадью 50,01 кв.м.
2. Граждане подписавшие договор обязуются:
А) Хранить, беречь переданное в пользование религиозному обществу здание культа и другое имущество;
Б) проводить ремонт здания культа, а также нести расходы, связанные с владением этим имуществом, как-то по отоплению, страхованию, охране, оплате налогов, сборов и т.п.;
В) возместить ущерб, причинённый государству порчей или недостачей имущества;
Г) пользование зданием культа и другим имуществом исключительно для удовлетворения религиозных потребностей;
Д) иметь инвентарную опись (книгу) всего культового имущества, в которую вносить всё вновь поступившее (путём купли, пожертвований, передачи из других молитвенных зданий и т.д.) предметы религиозного культа не являющиеся личной собственностью отдельных граждан.                          
3. «Граждане» обязуются беспрепятственно допускать во всякое время за исключением времени, в течение которых производится совершение религиозных обрядов, уполномоченных исполкома городского Совета депутатов трудящихся к периодической проверке и осмотру имущества, проверке приходно-расходных книг и других документов для выявления правильности использования находящимся в их ведении имуществом и установлением сведений, необходимых при обложении налогом служителей культа и других лиц.
4. Настоящий договор может быть расторгнут:
а) если верующие, пользующиеся данным молитвенным зданием, сами отказываются от него;
б) если религиозным обществом не соблюдаются условия договора;
в) если в установленном порядке решено закрыть молитвенное здание, на пользование которым заключён договор.
5. Договор составлен в двух экземплярах, один экземпляр договора хранится в делах Петрозаводского горисполкома; второй экземпляр – в делах религиозного общества.

Уполномоченный исполкома
Петрозаводского городского Совета
Депутатов трудящихся –
– Поршняков Валентин Иванович
31 января 1970 года.

«Граждане»
1. Каява М. И.
2. Татти А. Я. 
3. Хянникяйнен Я. М.
4. Пукки И.И.
5. Киуру Х. Ф.
6. Хянникяйнен И. С.
7. Лайтинен П. И.
8. Кокконен П. М.
9. Хапонен И. П.
10. Хапонен П. С.

 

31 января 1970 г. в присутствии зампредседателя комиссии при Горисполкоме – И.А. Чумак было проведено собрание «двадцатки» Евангельских лютеран, на котором был избран исполнительный орган общины в составе: Каява Мария Ивановна – председатель церковного совета, его члены – Татти Айно Яковлевна, Хянникяйнен Яков Матвеевич.

Комиссия от Горсовета постоянно вмешивалась в жизнь петрозаводских лютеран. Она определила время работы молитвенного дома: в воскресенье с 14:00 до 16:00 и в среду с 19:00 до 21:00. Деятельность молитвенного дома по праздникам оговаривалась отдельно. Регулярно комиссией составлялся отчёт о деятельности прихода.

Информационный отчёт комиссии
по Евангелическо-Лютеранскому приходу
г. Петрозаводска за 1971 год

Община официально действует с 10 июня 1969 года. Постоянный состав более 600 человек. По сравнению с 1970 годом количество прихожан возросло более чем на 200 человек. Верующие в большинстве финны. Все члены двадцатки уроженцы Ленинградской области.
В течение всего 1971 года верующие неоднократно и настойчиво обращались в комиссию за разрешением заключить договор с пастором Куль Э.Х. из Нарвского прихода для проведения духовных обрядов. Несмотря на отказ по причине несвоевременного обращения в комиссию исполнительным органом общины, пастор Куль был без ведома комиссии приглашён в июне 1971 года. Приглашение мотивировалось тем, что в июне 1971 года исполнялся год со дня образования общины.
В связи со случившимся фактом приезда в Петрозаводск пастора Куль комиссией было дано разрешение на разовое проведение им службы в молитвенном доме общины, состоялось две проповеди. По данному факту комиссией было дважды разъяснено председателю общины Каява М.И. о недопустимости впредь подобных действий. В связи с этим руководство общины дважды обжаловало действия комиссии.
В связи с увеличением числа верующих, посещающих молельный дом исполнительным органом общины, без разрешения комиссии горисполкома, были проведены работы по самовольной пристройке веранды. В результате чего число верующих, одновременно посещающих молельный дом, было доведено до 300 человек. Комиссией при горисполкоме были приняты меры против этих самовольных действий. Комиссией была отклонена кандидатура Хянникяйнена на должность заместителя председателя церковного совета этой общины, так как Хянникяйнен являлся инициатором этой самовольной пристройки.
Церковный совет общины лютеранской церкви стремится распространить своё влияние на верующих, проживающих в пос. Чална и в пригородных населённых пунктах, а также поддерживает связь с руководителями верующих в г. Кондопога. Со стороны комиссии постоянно обращалось внимание на недопустимость таких действий, разъяснялось, что деятельность общины распространяется только на Петрозаводск, однако под видом поездки к родственникам в Чалну, Кондопогу, председатель общины Каява периодически выезжала в эти районы для контакта с верующими. В результате отдельные верующие приезжают в Петрозаводск для посещения молельного дома.
В целях обеспечения соблюдения закона о религиозных культах, со стороны исполнительного органа общины и учитывая, что отдельные члены этого органа выбыли, комиссией при горисполкоме было рекомендовано провести перевыборы исполнительного органа, которые были проведены 18 декабря 1971 г.
Произошло обновление двадцатки, взамен выбывших были избраны другие.
Во время выборов одним из верующих было внесено предложение переизбрать всех членов этого органа. В результате голосования из ста десяти верующих, присутствующих на собрании, пять человек голосовали против избрания Каявы М.И. председателем церковного совета  и четыре человека против избрания казначеем Татти А.Я.
Присутствовавшему на этом собрании члену комиссии горисполкома, депутату товарищу Котсолайнен И.И. был задан вопрос, почему комиссия отклонила некоторые кандидатуры. Комиссия считает, что отсутствие единства при выборе исполнительного органа и выход из двадцатки семи человек является результатом стремления видеть в исполнительном органе наиболее инициативных и настойчивых верующих. Обращает на себя внимание и состав этой двадцатки: в прошлом году преобладали пенсионеры, в настоящем составе часть людей работает (универмаг «Карелия» – 3  человека, ДСК – 1 человек, комбинат по благоустройству – 1 человек ).
Основное внимание при толковании читаемых заповедей обращается на то, что бог их услышал, и результатом является открытие молельного дома, призыв к агитации каждым членом общины новых верующих, что только вера в бога обеспечивает семейное благополучие и хорошее воспитание детей.
По данной общине в 1971 году сократились доходы и составили 9491 рублей. Это объясняется тем, что источником дохода являются только добровольные пожертвования, которые в 1970 году были значительно больше.
В декабре 1971 года лесоторговой базой были отпущены материалы на самовольную пристройку, за наличный расчёт. Комиссией было обращено внимание руководства базы на данный факт.
В настоящее время исполнительным органом общины перед комиссией поставлен вопрос об установке телефона в молельном доме и об улучшении уличного освещения около дома. По мнению комиссии, председатель общины Каява М.И. за последнее время несколько отходит от руководства общиной в связи с длительными поездками к родственникам.

Как мы видим из отчёта комиссии, за деятельностью лютеранской общины вёлся постоянный контроль, нередко на богослужениях негласно присутствовали люди из КГБ. Община ущемлялась в свободе исповедания, комиссия запрещала активную деятельность пастора из Эстонии и крещение детей, о чём свидетельствует отчёт комиссии за 1972 г.:

«За 1972 год с участием пастора было проведено шесть богослужений с причастием.
В декабре 1972 года церковный совет ходатайствовал перед комиссией уже о ежемесячном проведении молитвенных собраний с его участием. Комиссией было отказано и было дано разрешение на проведение шести богослужений в 1973 году.
Богослужения в согласованные комиссией дни пастором проводятся в две смены, и, тем не менее, не все верующие вмещаются в молельный дом. По трудовому соглашению община выплачивает пастору за каждое богослужение по 20 рублей, а также все транспортные и командировочные. Проведение молитвенных собраний с участием пастора Куль вызвало большой интерес и значительный приток верующих.
В январе 1973 года церковный совет настойчиво добивался от комиссии разрешения крещения детей в их молельном доме, комиссией было отказано в этом под предлогом того, что здание не соответствует санитарным нормам для проведения этого обряда. Однако вопрос общиной не снят, так как они мотивируют тем, что крещение детей не требует купели, а проводится всего лишь окрапывание святой водой. По поручению комиссии городская санитарно-эпидемиологическая станция изучает мотивы, по которым можно будет отказать, да так, чтобы не возникало дальнейших жалоб в Совет министров».

Однако, несмотря на все трудности, приход постоянно рос, и количество прихожан в праздники достигало 500 человек. Те, кто не попал в здание, стояли на улице и слушали богослужение через открытые окна. Когда не было священника, то воскресные богослужения проводились в форме духовных собраний самими прихожанами; детей, несмотря на запрет, крестили тайно.
Ощущался большой наплыв верующих из окрестностей и других районов, особенно в дни приезда пастора из Эстонии. Но, пожалуй, больше всего приезжих было из посёлка Чална. Посетить молитвенный дом приезжали люди и из весьма отдалённых районов Республики. Комиссией было запрещено находиться в молитвенном доме одновременно более восьмидесяти человек, но этот запрет постоянно нарушался, за что Марию Каява неоднократно вызывали в КГБ. Приход постоянно просил решить проблему малой площади здания путём строительства пристройки, но эти просьбы комиссией решительно отвергались, мотивацией был запрет на деревянное строительство в городе.
Каждый год общине необходимо было заключать договор с горсоветом на проведение собраний по воскресеньям и средам, а так же получать разрешение комиссии на приглашение пастора из Эстонии и на проведение причастных служб, кроме того, необходимо было отдельно получать разрешение на проведение служб по праздникам. Власти, как могли, ограничивали деятельность прихода, но церковный совет не отступался и посылал свои просьбы в разные инстанции, в связи с чем комиссия активно вмешивалась в выборы, проходящие в общине, старательно отвергая активных претендентов.
Приход неоднократно обращался в горсовет с просьбой разрешить Крещение детей в церкви и выполнение других обрядов. Одно из заявлений было написано в 1975 г.:

Исполком Петрозаводского горсовета
т. Поршнякову В.И.
от общины Лютеранской церкви
г. Петрозаводска, Гвардейская, 59

ЗАЯВЛЕНИЕ

Община Лютеранской церкви обращается к вам с просьбой разрешить в нашей церкви выполнять все духовные обряды богослужения по Евангелическо-лютеранской вере: 1. Причастие, 2. Крещение детей, 3. Венчание, 4. Конфирмация, которые должен выполнять пастор Элмар Куль, согласно заключённого с ним договора и по разрешению Совета Министров СССР по делам религии от 12. 02. 1971 г. за № 344.

Председатель церковного совета
Пукки

В сентябре 1975 г. пастор Элмар Куль сообщил Марии Каява новость: в Петрозаводск приезжает финский архиепископ Симоёки для знакомства с православной церковью, он так же желал бы посетить и лютеранский приход. Комиссия не сразу разрешила собраться всем прихожанам для встречи с архиепископом и хотела проконтролировать подготовку к приезду гостя в приходе лично, но Мария Каява смогла добиться разрешения и контролировать ничего не стали.
«День приезда гостя был чудесным. Вся церковь и весь двор были полны людей. Среди сопровождающих был так же и митрополит Никодим. Когда архиепископ Симоёки стал говорить, что молитвы верующих услышаны и они получили церковь, люди стали плакать. Даже самому архиепископу было трудно продолжать говорить. В церкви было неописуемое настроение».
С приездом гостя состоялось так же близкое знакомство Марии Каява с митрополитом Никодимом, который благословил её. Он поинтересовался жизнью общины и её нуждами. Митрополит сказал, что представители власти не правы, препятствуя исполнению таинства Крещения. Он своими глазами увидел, что лютеране нуждаются в большем помещении. Митрополит был восхищён тем, что в Петрозаводске смогли зарегистрировать приход, так как в это время нельзя было основывать новые православные приходы. Через два месяца лютеранский приход получил право на проведение Крещения в церкви. В этой радостной вести была заслуга митрополита.

09.10.75 г.
Петрозаводский Горком КПСС

В комиссию содействия исполкому Петрозаводского Городского Совета депутатов и трудящихся по соблюдению законодательства о религиозных культах, неоднократно и настойчиво обращается церковный совет общины Евангелическо-лютеранской церкви на предмет разрешения проведения в их молельном доме церковных обрядов: крещения детей, венчания и конфирмации.
В связи с тем, что нет основания для отказа в проведении вышеуказанных церковных обрядов, согласно законодательства, комиссия считает возможным разрешить проводить крещение детей.

Зампредседателя исполкома,
Председатель комиссии
Поршняков В.И.

В 1977 г. власти обложили зарплату пастора высокими налогами, отчего Элмар Куль не смог дальше посещать приход. Дальнейшие два года приход обслуживался с помощью своих проповедников.
В сентябре того же года скончался архиепископ эстонской церкви Альфред Тооминг, вместо него со следующего года архиепископом стал пастор Эдгар Харк. В 1979-м новый архиепископ посетил петрозаводский приход и ознакомился с проблемами в жизни общины, а так же посетил Совет Министров КАССР. Впоследствии он направил на служение в Петрозаводск пастора Пауля Саар, который прослужил в приходе до 1992 г. Пауль Саар приезжал в приход один-два раза в месяц и проводил богослужения в субботу и в воскресенье, кроме того, по воскресеньям после богослужения проводились духовные собрания. Когда не было пастора, богослужения проводили свои проповедники. Как и до этого, со дня основания прихода все мероприятия в церкви проводились на финском языке. В 1980 г. Пауль Саар был утверждён на должность настоятеля прихода в Петрозаводске. В 1980 г. он провёл первое конфирмационное обучение. Трудовое соглашение с ним было заключено только в 1981 г.

ТРУДОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Мы, нижеподписавшиеся, пастор Евангелическо-лютеранского прихода «Хагери» Эстонской ССР Саар Пауль Тыннисович, проживающий в посёлке Кохила, ул. Салутагузе 1 Раплаского района ЭССР, и председатель общины Евангелическо-лютеранской церкви города Петрозаводска Лейбонен Тойво Фомич, проживающий в г. Петрозаводске, Птицефабрика д. 1 кв. 8, заключили настоящее трудовое соглашение:
Пастор Саар Пауль Тыннисович обязуется проводить богослужения в Евангелическо-лютеранском приходе г. Петрозаводска с выполнением всех духовных обрядов один раз в месяц. Петрозаводский приход выплачивает пастору Саар Пауль Тыннисовичу зарплату за каждый раз приезда в сумме 50 рублей.
6 июня 1981 года

Пастор Саар П.Т.

Председатель церковного совета
Лейбонен Т.Ф.

Власти долгое время упорно отказывали приходу в решении вопроса по увеличению площади помещения за счёт пристройки, ссылаясь на отсутствие проекта застройки микрорайона. Как вспоминала позднее Мария Каява, власти надеялись, что приход сойдёт на нет, так как он состоял в основном из людей пожилого возраста.
К концу 1982 г. приход насчитывал 854 члена, о чём свидетельствует справка от прихода:

СПРАВКА
Евангелическо-лютеранская церковь
Число членов общины на 31.7.82.

1.  Петрозаводск.......689
2.  Сегежа...............3
3.  Мед. Гора............4
4.  Пряжа................3
5.  Суна.................1
6.  Верх. Важины.........2
7.  Кондопога............6
8.  Шуйская..............5
9.  Олонец...............2
10. Суоярви..............2
11. Пухта................4
12. Питкяранта...........6
13. Новая Вилга..........9
14. Чална...............69
15. Орзега..............29
16. Пяжиева Сельга.......1
17. Ладва Ветка..........4
18. Деревянное..........10
19. Деревянка............5
            ______________
                       854 чел.

В 1981 г. власти разрешили наконец расширить здание молельного дома за счёт пристройки. Общая площадь должна была составить 125 квадратных метров, но совет прихода посчитал, что выгоднее было бы построить новое здание на месте существующего. Приходу было нужно такое здание, чтобы помимо зала для богослужений разместить там подсобные помещения. С такой просьбой приходской совет обратился в совет по делам религий при Совете Министров СССР. Из Москвы получили разрешение. Эстонский архитектор разработал проект классической церкви, этот проект был одобрен местной проектной организацией, но забракован горсоветом. Эстонский проект был отправлен на пересмотр в Ленинград, в проектный институт. В 1982 г. новый проект был готов и утверждён властями. Таким образом, городские власти запретили иметь в проекте будущей церкви колокольню, балкон, сакристию, канцелярию и гардероб. Снаружи не должно было быть каких-либо христианских символов, в высоту здание  должно быть не выше шести метров. 
Проектная стоимость составляла 55 тысяч рублей, но на момент строительства в кассе имелось лишь три тысячи рублей, и власти рассчитывали, что у прихода не будет таких денег. Однако, когда был заложен камень в основание здания, люди стали жертвовать значительные для себя суммы со своих пенсий и зарплат. Помощь оказала православная церковь, оказывали помощь и из Финляндии.
Старый домик был снесён, и на его месте развернулась стройка. В это время приход собирался у баптистов по обоюдному соглашению:

СОГЛАШЕНИЕ

от 31 марта 1983 года

Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны председатель Евангелическо-лютеранской церкви г. Петрозаводска Лейбонен Т.Ф., и с другой стороны заместитель председателя общины ЕХБ г. Петрозаводска Саволайнен А.И. заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Община ЕХБ предоставляет помещение Евангелическо-лютеранской церкви для проведения молельных собраний, на время строительства их собственного здания, с 9 апреля 1983 года по 31 декабря 1983 года, в воскресенье с 14 до 16 часов, в среду с 14 до 16 часов.
Примечание: Дополнительно один раз в месяц, когда приезжает пастор, в субботу с 11 до 16 часов.
2. Оплата за использование помещений составляет 15 рублей в месяц.

Председатель ЕЛЦ Лейбонен Т.Ф.
Зампредседателя общины ЕХБ Саволайнен А.И.

Новое здание строили очень быстро, это объяснялось тем, что в строительстве активное участие принимали прихожане, а также приходили помогать члены баптистской общины. К концу года уже были готовы фундамент и подвальные помещения. За ходом строительства непрестанно следили представители власти, отчего нередко возникали спорные ситуации. Многие строительные материалы пришлось привезти из Эстонии. 18 декабря 1983 г. архиепископ Эстонии Эдгар Харк провёл освящение нового здания. Ему помогали пробст из города Турку (Финляндия) Юкка Паарма, другие пасторы из Финляндии, среди приглашённых были и представители православной церкви – митрополит Антоний и представитель архимандрита Симон, всего на торжестве присутствовало порядка восьмисот человек.
По окончании строительных работ в здании помимо лютеран собирались и христиане-баптисты, так как в их помещении проводился ремонт, о чём был составлено соглашение между двумя сторонами:

СОГЛАШЕНИЕ

от 13.05.84 года

Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны председатель общины ЕХБ г. Петрозаводска Незбрицкая Л.И. и с другой стороны председатель совета ЕЛЦ г. Петрозаводска Сово И.Р., заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Евангелическо-лютеранская церковь предоставляет помещение общине ЕХБ для проведения молитвенных собраний на время капремонта молитвенного дома с 20 мая 1984 года по 20 сентября 1984 года в воскресные дни с 16 до 19 часов.
2. Помещение предоставляется бесплатно.

Председатель Евангелическо-лютеранской церкви
Сово И.Р.

Председатель общины ЕХБ
Незбрицкая Л.И.

После того как была построена церковь, приход стал получать множество подарков, среди которых была и фисгармония, подаренная от верующих Финляндии.
В новой церкви, когда не было пастора, проповедовали Мария Каява, Кукконен Катри, Юхо Паккари, Виктор Гриневич и другие проповедники. Когда приезжал Пауль Саар, то он был вынужден ютиться в сакристии, где для него было оборудовано спальное место. Малая площадь здания и отсутствие подсобных помещений создавало массу неудобств, в связи с чем приход не оставлял мысли о постройке дополнительного здания.
Во второй половине восьмидесятых ответственным  по делам религий был назначен Борис Детчуев, с его назначением диалог между властями и приходом принял более мирный характер. После своего назначения Детчуев сразу пригласил к себе активистов прихода: Марию Каява и Катри Талья, с которыми обсудил проблемы в приходе и обещал посодействовать в решении проблемы строительства приходского дома. Это было чудо, когда представитель власти сам вызвался помочь церкви. Борис Детчуев сам смог добиться разрешения на строительство у соответствующих инстанций и договорился с финской стороной о поставке некоторых стройматериалов.
Ещё до этого в диаконы были рукоположены Юхо Паккари и Виктор Гриневич.
С 1989 г. было начато строительство приходского дома. Активную помощь оказали Эстония и Финляндия, предоставив материалы для строительства и рабочую силу, в основном же строили сами прихожане. В конце восьмидесятых уже можно было открыто исповедовать свою веру, и религия очень интересовала мирское население, поэтому, когда строительство приходского дома было закончено, то карельская пресса пестрела обилием статей по поводу освящения нового здания,  которое прошло 22 октября 1990 г. В приходском доме имелся зал для проведения различных мероприятий, Воскресной школы и размещения приезжих пасторов. В доме так же есть уютная двухкомнатная квартира, сауна, библиотека и складские помещения.
Церемонию освящения произвёл архиепископ Евангельско-лютеранской церкви Куно Паюла из Таллинна. Он является духовным наставником петрозаводских прихожан, поскольку Петрозаводский приход входит в Эстонскую Евангельско-лютеранскую консисторию. С приветственным словом выступили Кости Лайтинен, главный секретарь по иностранным делам финской церкви, и высший священник из города Турку Юкка Паарма. Юкка Паарма передал привет от архиепископа из Финляндии Джона Викстрема. В торжественной литургии приняли участие священники Пентти Мурто из Хейнола (Финляндия), Пауль Саар из Эстонии и некоторые другие священнослужители.
Прихожан лютеранской церкви поздравил от всех православных верующих и владыка Мануил: «Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». И это значит, что всегда пребывает с нами и промышляет о каждом из нас. Радости чередуются скорбями. Но мы блаженны, ибо несмотря на все трудности жизни, мы верим в Бога. Вера помогает нам. Сегодня у наших братьев и сестёр лютеран праздник – они освящают приходской дом. И это благословение Божие вам и вашим семьям, всем ближним и дальним».
Вскоре после открытия приходского дома была открыта и Воскресная школа, которую сразу стало посещать большое количество детей.
Главным препятствием для развития Воскресной школы было отсутствие местных квалифицированных преподавателей. Тогда на помощь пришла финская лютеранская церковь. Сначала в Петрозаводске работала пастор из города Керава – Анья Хяннинен, её сменила Катри Куйттинен из Пиексамяки. Кроме занятий в Воскресной школе, Катри готовила будущих преподавателей. Желающих взять на себя это нелёгкое бремя оказалось шесть человек, в том числе двое из Кондопоги, где также была зарегистрирована лютеранская община, при которой планировалось открыть Воскресную школу.
В начале девяностых, в Финляндии были организованы краткие теологические курсы, на которые был отправлен на учёбу диакон Виктор Гриневич. Вскоре он был рукоположен в сан пастора. Жизнь в приходе заметно развивалась благодаря политическим переменам. Финское общество «Herattaja Yhdistys» подарило приходу колокол, который был установлен на импровизированной колокольне, во дворе церкви.
В 1991 г. Эстония обрела независимость, что послужило причиной завершения деятельности пастора Пауля Саар в петрозаводском приходе. У прихода теперь были свои священники. На ингерманландской земле и в Карелии открывались новые приходы, которые решено было объединить в единую Церковь Ингрии. Первое время епископом был эмеритус из Финляндии Лейно Хассинен (†2015), в дальнейшем у церкви Ингрии появился свой епископ Арри Кугаппи. Петрозаводский приход расширил свою деятельность, организовав капельные приходы в посёлках Чална, Деревянка и Соддер. Сформировались диаконическая деятельность и работа с молодёжью.
Когда в посёлке Чална была построена церковь, то настоятелем её стал Юхо Паккари, а настоятелем петрозаводского прихода, в свою очередь, стал Виктор Гриневич. С 1994 г. проводятся богослужения и на русском языке. Закончив теологические курсы в посёлке Колтуши Ленинградской области в 1996 г., в сан диакона был рукоположен активный член прихода Андрей Антонов.
Одновременно с пришедшей свободой религиозной деятельности приход потерпел и потерю многих своих членов в связи с открытой Финляндией программой по приёму на постоянное место жительства граждан финской национальности. Почти 50% прихожан по данной программе покинули Россию. Кроме того, почти 90% прихожан являлось людьми пожилого возраста, поэтому в приходе велика смертность среди членов. Немногие по окончании конфирмационного обучения посещали церковь. Заметна тенденция к небольшому росту количества посещающих русскоязычные богослужения.

Материал подготовил Андрей Тухканен

Случайное фото

Подсвечник. Пасха 2015 г.

Подсвечник. Пасха 2015 г.

Смотреть альбом

Отзывы

Спасибо за прекрасно сделанный сайт! Божьих благословений! Надеюсь, вы не против, если воспользуюсь некоторыми вашими материалами?:)

08.08.2014
Баранова Елена
Ржев

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31
  • sola-gratia@yandex.ru