Новости
05.06.2017

Детская программа "Путешествия апостола Павла"

С 5 по 8 июня при нашей церкви будет проходить познавательная библейская программа для детей. Добро пожаловать!
31.05.2017

Посещение девой Марией Елисаветы

Начало вечерни в 18:00.
25.05.2017

Вознесение Господне

Прошла вечерня.
24.05.2017

Литературное кафе

Прошла встреча, посвящённая повести Альберта Лиханова "Мальчик, которому не больно".
22.05.2017

Христианский киноклуб

В нашем приходе состоялось открытие Христианского киноклуба Петрозаводска!

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Главная страница / Наш приход / История / Известные лютеране в России

Известные лютеране в России

"Лютеранские" мотивы в творчестве русских поэтов

__________

С XVI в. русские цари заключали браки только с лютеранами, а не с католиками. Многие потомки Петра I до принятия православия являлись лютеранами. Супруги всех последующих русских царей и многих великих князей до свадьбы также исповедовали протестантизм.

Пётр III

(Пётр Фёдорович, при рождении Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский, 1728-1762)

Петр IIIПётр Фёдорович вступил на Российский престол в 1761 году и правил страной только 7 месяцев. До переезда в Россию, он готовился стать королем Швеции, но его тетя рассудила иначе, и внук Петра Великого стал русским императором. Он был снова крещён и вместо лютеранского катехизиса стал учить православный (хотя у него хранились и лютеранские молитвенники).
24 июня 1762 года Пётр III открыл лютеранскую церковь в Ораниненбауме (современная территория Ленинградской области) и провозгласил уравнивание в правах лютеранской и православной Церквей.
За семимесячный срок правления Пётр, своим пренебрежением ко всему русскому (он так и не научился толком говорить и писать по-русски), настроил против себя практически все слои российского общества. Его религиозные реформы сыграли не последнюю роль в его свержении: он отобрал у монастырей их земли и крестьян, попытался уничтожить иконы в православных храмах, вёл себя неподобающим образом во время церковной службы, не соблюдал посты и другие обряды.
Но были среди его деяний и те, что заслуживают ему доброй памяти: своим указом Пётр III уничтожил Тайную Канцелярию (в те времена она была тем же, чем в советское время был КГБ, орудием политического преследования); отменил обязательную государственную службу дворян, оставив, обязательным их образование; вернул многих политических ссыльных из Сибири; издал указ, квалифицировавший убийство помещиками крестьян как «тиранское мучение» и предусматривавший за это пожизненную ссылку; прекратил преследование старообрядцев.
В результате переворота, Пётр III был свергнут с престола, а еще через несколько дней скончался (обстоятельства смерти до сих пор окончательно не выяснены). На престол взошла его супруга Екатерина II. Во времена правления Екатерины за Петра Фёдоровича выдавали себя многие самозванцы (зафиксировано около сорока случаев), самым известным из которых был Емельян Пугачёв.

 

В российской армии и во флоте было очень много лютеран.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли

(при рождении Михаэль Андреас Барклай де Толли, 1761-1818)

Происходит из бюргерской немецкой семьи де Толли, являющейся ответвлением старинного дворянского шотландского рода Барклай с норманнскими корнями. Один из его предков в середине XVII века переселился в Ригу после подавления Кромвелем сторонников обезглавленного короля Карла Стюарта в Шотландии.
Барклай-де-Толли участвовал в Аустерлицком сражении (1805 г.). До января 1810 г. Барклай оставался главнокомандующим русской армией в Финляндии. С января 1810 по сентябрь 1812 гг. – военный министр (провёл большую работу по усилению армии, добился усовершенствований в боевой подготовке и довольствии войск, увеличения численности армии и строительства новых крепостей).
Михаил Богданович Барклай-де-ТоллиМихаил Богданович командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён М.И. Кутузовым. В российской истории он запомнился как полководец, который вынужденно совершал стратегическое отступление перед Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и за это несправедливо был подвергнут осуждению современников. В Бородинском сражении он командовал правым крылом и центром русских войск, проявил большое мужество и искусство в управлении войсками. (Очевидцы утверждают, что генерал Барклай в этой битве намеренно подставлялся под огонь врага, не в силах выносить молчаливое осуждение армии и общества.) Его считали главным виновником поражений.
С 1813 года Барклай-де-Толли командовал 3-й армией в Заграничном походе русской армии. После взятия Парижа получил фельдмаршальский жезл.
В начале 1818 года Барклай испросил позволения отправиться в Германию для лечения на минеральных водах; но, не доехав до места, скончался. Его тело было доставлено в Ригу, во дворе кирхи Св. Якоба состоялось отпевание и отдание воинских почестей – в присутствии священнослужителей всех конфессий, гражданской администрации города, а также военного гарнизона.

Карл Густав Маннергейм

(1867-1951)

Густав Маннергейм происходил из старинного шведского рода. Дед Маннергейма был Президентом верховного суда в Выборге.
В русской армии Маннергейм служил в 1887-1917 гг., дослужившись до генерал-лейтенанта. Участвовал в Русско-японской войне 1904-1905 гг. В 1906-1098 гг. совершил азиатскую экспедицию из Ташкента в Китай (где встретился с далай-ламой XIII). В результате экспедиции были оценены действия правительства Китая по борьбе с потреблением опиума в стране, собрано 1200 различных интересных предметов, касающихся культуры Китая, привезено более тысячи фотоснимков и большое количество дневниковых записей, около двух тысяч древних китайских манускриптов и редкое собрание китайских зарисовок, дающих представление о 420 персонажах различных религий, составлен фонетический словарь языков народностей, проживающих в северном Китае. Маннергейм был принят в почётные члены Русского географического общества.
Карл Густав МаннергеймУчастник I Мировой войны. В начале 1918 года он отправил прошение в отставку и отправился на родину в Финляндию. После отречения российского императора от престола Маннергейм остался лояльным к императору, которому присягал, однако, несмотря на это, он приветствовал приобретение Финляндией полной независимости (6 декабря 1917 г.). Маннергейм принял на себя командование частями, в боях с Красной Армией и финской Красной гвардией отстоявшими независимость. В декабре следующего года он был провозглашён регентом и добился международного признания независимой Финляндии. В 1920-1930 гг. Маннергейм занимается самой разнообразной деятельностью: посещает с полуофициальными визитами страны Европы, Индию, принимает участие в управлении коммерческими банками, занимает должность председателя Красного Креста Финляндии. Возглавив комитет обороны Финляндии, Маннергейм реформирует наземные войска, чем значительно повышает их боеспособность. Летом 1939 года в стране зародилось народное движение по строительству на добровольных основах оборонительных сооружений. В течение 4 месяцев за счёт отпусков финны на наиболее угрожаемых в случае агрессии участках построили противотанковые препятствия. Удалось также создать и около двух десятков долговременных пулемётных гнёзд, что всё вместе позже получило неофициальное название «Линия Маннергейма» (сам Маннергейм утверждал, что её прочность была результатом стойкости и мужества финских солдат, а не крепости сооружений).
На второй день Советско-финской войны 1939-1940 гг. маршал Маннергейм был назначен верховным главнокомандующим армии Финляндии. В результате войны Финляндия была вынуждена передать СССР 12 % территории.
Маннергейм позволил Гитлеру расположить войска на финской территории, однако, выступил против создания объединённого финско-немецкого командования.
В июне 1944 года началась Выборгско-Петрозаводская наступательная операция. Советские войска взяли штурмом Выборг, а 28 июня был освобождён Петрозаводск.
4 августа того же года парламент специальным законом провозглашает маршала Маннергейма президентом страны. В сентябре в Москве было подписано мирное соглашение между Финляндией и СССР. В марте 1946 года Маннергейм из-за ухудшения здоровья подаёт в отставку.

Витус Ионассен Беринг

(1681-1741)

Мореплаватель, офицер русского флота. По происхождению датчанин.
Одним из великих начинаний царя Петра I стало научное изучение географии России и сопредельных территорий – составление «генеральных карт». Витус Беринг руководил двумя Камчатскими экспедициями. Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии. Скончался во время плавания.
Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.

Иван Фёдорович Крузенштерн

(1770-1846)

Иван Фёдорович КрузенштернПроисходит из немецких дворян. Крузенштерн принимал участие в шведской войне 1789-90 гг.; в 1793 году был послан для изучения морского искусства в Англию; с английским флотом отплыл к северным берегам Америки, где участвовал в сражениях с французскими судами.
Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, Крузенштерн пришёл к мысли о том, что она более выгодно могла идти прямо, морем, а не по суше; он имел также в виду установить прямые сношения метрополии с русскими владениями в Америке. В Петербурге Крузенштерн представил властям свои соображения, император утвердил его проект, для исполнения которого решено снарядить первую русскую кругосветную экспедицию. 26 июля 1803 года экспедиция отплыла из Кронштадта, куда вернулась 19 августа 1806 года. Это была первая русская кругосветная экспедиция. В своих записках об этом путешествии Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в пути, особенно о быте и нравах туземцев; составляет великолепный для своего времени атлас. (Также его записи включали многие узкоспециализированные подробности, как-то: таблицы температур; детальные описания бухт и якорных стоянок; местные цены; нотные записи музыки и проч.)
Крузенштерн похоронен в Домском соборе Таллина.

Георг Вильгельм Стеллер

(1709-1746)

Стеллер получил диплом по ботанике в Королевской Академии наук в Берлине. Не сумев получить места профессора ботаники в университетах Германии, он принимает решение ехать в Россию. Работал медиком у сподвижника Петра I – архиепископа новгородского Феофана Пропоковича.
Участвовал в экспедиции, организованной по указу императора Петра I для картирования Сибири (написал трактат «Народная медицина Сибири»), побережья Ледовитого океана, поиска прохода между Азией и Америкой, морского пути в Японию. Работал в Кунсткамере. Стеллер стал первым европейским исследователем природы Камчатки и северо-западной части Америки. Считается первым белым человеком, ступившим на землю Аляски.
Стеллер занимался исследованием флоры и фауны (в том числе описал виды морской коровы и очкового баклана, вымерших соответственно в 1758 и ок. 1858 гг). В честь Стеллера названы географические объекты, животные, рыбы и моллюски, растения, минералы…
Долгое время в России о жизни Г.В. Стеллера знали только немногое. Полные сведения о нём стали появляться лишь после 1870 года. В СССР публиковались лишь отдельные небольшие статьи, подготовленные к юбилеям; в настоящее время заметному возрастанию интереса во всем мире к плодотворной научной деятельности Стеллера также способствовали различные «круглые» юбилеи. В 1996 году в Германии была открыта выставка «Великая Северная экспедиция. Георг Вильгельм Стеллер. Лютеранин исследует Сибирь и Аляску».

Владимир Иванович Даль

(1801-72)

DahlЕго отец был датчанином, принявшим русское подданство (по некоторым данным, род В.И.  Даля по отцовской линии – исконно русский: его предки, якобы, были богатыми старообрядцами, которые в XVII в. переехали в Данию).
После нескольких лет службы во флоте, в 1826 году Владимир Даль поступил на медицинский факультет.
Научная деятельность Владимира Даля обширна: врач (хирург, окулист; присутствовал у постели своего друга А.С. Пушкина после дуэли), естествоиспытатель, лингвист, этнограф, собиратель фольклора (песни, сказки). Знал по меньшей мере 6 языков (отец Владимира Ивановича владел восьмью, а мать – пятью языками). Даль понимал тюркские языки, считается одним из первых тюркологов. Также одним из первых он занимался также русской диалектологией, умея по двум-трём сказанным словам определить местожительство говорящего. Наибольшую славу ему принёс Толковый словарь живого великорусского языка, до сих пор непревзойдённый по своему объему. Даль потратил на его составление 53 года.
Осенью 1871 года у Владимира Ивановича пошатнулось здоровье, и он пригласил православного священника для приобщения к Русской православной церкви и преподания Таинства Святого Причастия по православному обряду. Таким образом, незадолго до кончины Даль перешёл из лютеранства в православие.
Даль – учёный с мировым именем. 2001 год в честь 200-летия со дня его рождения ЮНЕСКО объявил годом В.И. Даля.

 

У нескольких русских поэтов и писателей предки (у А.И. Герцена, А.А. Фета, А.А. Блока) и супруги (у В.А. Жуковского, А.П. Чехова) придерживались лютеранского вероисповедания.

Антон Антонович Дельвиг

(1798-1831)

Дельвиг рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати. Он окончил курс с первым выпуском Царскосельского лицея. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; был помощником библиотекаря в Императорской публичной библиотеке. Затем до смерти своей служил в Министерстве внутренних дел.
У него дома проходили литературные вечера, на которые собирались друзья поэта: Пушкин, Жуковский, Баратынский, Плетнев, Языков. В это же время он начал издательскую деятельность.
Дельвиг писал «эллинистические» антологические стихотворения, с другой стороны, увлекаясь народной поэзией и лирической песней. В целом, в его поэзии звучал немецкий романтизм. Дельвиг был самым близким к А.С. Пушкину человеком; тот высоко ценил своего друга как поэта.

Александр Павлович Брюллов

(1798-1877)

Русский архитектор и художник. Вместе с братом Карлом на счёт Общества поощрения художеств был отправлен на 6 лет за границу (в частности, реставрировал помпейские термы).
Плодотворная архитектурная деятельность Брюллова в России выразилась в постройке в Санкт-Петербурге и других местах ряда капитальных зданий: обсерватория, здание штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади, Михайловский театр и многие другие. В 1832 году Александр Брюллов составил проект лютеранской церкви Св. Петра на Невском проспекте и был удостоен был звания профессора архитектуры за проект роскошной церкви в столице. В день Реформации, 31 октября 1838 года, новую церковь освятили.
Кисти Брюллова принадлежит знаменитый портрет супруги А.С. Пушкина Натальи Николаевны.

Карл Павлович Брюллов

(1799-1852)

Великий русский художник, представитель академизма. В 1827 году Брюллов приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом – «Последний день Помпеи» (событие, произошедшее в ночь на 24 августа 79 года по Р.Хр.). Замысел был связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в те годы произошло мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпее и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.
Карл Павлович расписывал построенную его братом лютеранскую церковь на Невском проспекте, а также Исаакиевский собор.
Похоронен К.П. Брюллов на Римском протестантском кладбище.

Петер Карл Густавович Фаберже

(1846-1920)

fabergeРоссийский ювелир, основатель семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства.
Фаберже выпускал портсигары, лампы, звонки, часы, мелкие украшения, превосходившие друг друга своей изобретательностью. Каждая из них обладала изысканной формой и совершенством. Постоянное стремление к новизне позволяло ему в конце каждого года отправлять в переплавку все вещи, которые оставались непроданными.
Первое пасхальное яйцо было заказано Фаберже императором в 1885 году. Благодаря его мгновенному успеху, Фаберже получил постоянный заказ императорского двора. В общей сложности, им было создано 71 пасхальное яйцо (до нашего времени из них сохранились 62). Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней, в ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами – горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Высота некоторых яиц (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками). Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России.
После революции 1917 года Фаберже уехал заграницу. Всё оставшееся и спрятанное в России, как думалось, «до лучших времен» имущество семьи Фаберже было конфисковано и разграблено.

Подробнее см. в библиотеке нашего прихода: Ярослав Бойченко. О лютеранах в России, Нижнем Новгороде и не только... – Нижний Новгород: Поволжье, 2007 г. – 578 с.

___________

«Лютеранские» мотивы в творчестве русских поэтов

Фёдор Иванович Тютчев

* * *
Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой —
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.

Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам Вера предстоит:
Еще она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и голстоит, —

Еще она не перешла порогу,
Еще за ней не затворилась дверь...
Но час настал, пробил... Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь теперь.

1834
__________

Осип Эмильевич Мандельштам

Лютеранин

Я на прогулке похороны встретил
Близ протестантской кирки, в воскресенье.
Рассеянный прохожий, я заметил
Тех прихожан суровое волненье.

Чужая речь не достигала слуха,
И только упряжь тонкая сияла,
Да мостовая праздничная глухо
Ленивые подковы отражала.

А в эластичном сумраке кареты,
Куда печаль забилась, лицемерка,
Без слов, без слез, скупая на приветы,
Осенних роз мелькнула бутоньерка.

Тянулись иностранцы лентой черной,
И шли пешком заплаканные дамы,
Румянец под вуалью, и упорно
Над ними кучер правил вдаль, упрямый.

Кто б ни был ты, покойный лютеранин, —
Тебя легко и просто хоронили.
Был взор слезой приличной затуманен,
И сдержанно колокола звонили.

И думал я: витийствовать не надо.
Мы не пророки, даже не предтечи,
Не любим рая, не боимся ада,
И в полдень матовый горим, как свечи.

1912

 

«Здесь я стою — я не могу иначе»

«Здесь я стою — я не могу иначе»,
Не просветлеет темная гора —
И кряжистого Лютера незрячий
Витает дух над куполом Петра.

1913 (1915?)

 

Бах

Здесь прихожане — дети праха
И доски вместо образов,
Где мелом — Себастьяна Баха
Лишь цифры значатся псалмов.

Разноголосица какая
В трактирах буйных и церквах,
А ты ликуешь, как Исайя,
О, рассудительнейший Бах!

Высокий спорщик, неужели,
Играя внукам свой хорал,
Опору духа в самом деле
Ты в доказательстве искал?

Что звук? Шестнадцатые доли,
Органа многосложный крик —
Лишь воркотня твоя, не боле,
О, несговорчивый старик!

И лютеранский проповедник
На черной кафедре своей
С твоими, гневный собеседник,
Мешает звук своих речей.

1913
__________

Николай Степанович Гумилёв

Евангелическая церковь

Тот дом был красная, слепая,
Остроконечная стена.
И только наверху, сверкая,
Два узких виделись окна.

Я дверь толкнул. Мне ясно было:
Здесь не откажут пришлецу.
Так может мертвый лечь в могилу.
Так может сын войти к отцу.

Дрожал вверху под самым сводом
Неясный остов корабля,
Который плыл по бурным водам
С надежным кормчим у руля.

А снизу шум взносился многий,
То пела за скамьей скамья,
И был пред ними некто строгий,
Читавший Книгу Бытия.

И в тот же самый миг безмерность
Мне в грудь плеснула, как волна,
И понял я, что достоверность
Теперь навек обретена.

Когда я вышел, увидали
Мои глаза, что мир стал нем.
Предметы мира убегали,
Их будто не было совсем.

И только на заре слепящей,
Где небом кончилась земля,
Призывно реял уходящий
Флаг неземного корабля.

1919 

Случайное фото

Фундамент старого здания прихода в пос. Рускеала, 5.10.13 г.

Фундамент старого здания прихода в пос. Рускеала, 5.10.13 г.

Смотреть альбом

Отзывы

Здравствуйте. Для Евангелическо-лютеранской Церкви наличие у священнослужителей апостольского преемства (непрерывной цепочки рукоположений от самих апостолов через епископов и далее) не является обязательным. Тем более, сегодня уже сложно проверить, не нарушалась ли эта цепочка за прошедшие тысячелетия. Гораздо важнее преемственность от апостолов в учении. Однако Церковь в Скандинавии, а от неё и Церковь Ингрии, не утратила этой преемственности. Епископ Петрус Магни (шведский вариант имени: Педер Монзон), единственный во всей шведской Церкви, кто в 1520-х гг. получил своё назначение из рук папы римского, рукоположил во архиепископы Лаврентия Петри. Это было желанием короля, который как раз хотел избежать обвинений в отсутствии преемства. В Причастии мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина (см. X артикул Аугсбургского Исповедания: «О Святом Причастии наши церкви учат, что Тело и Кровь Христовы воистину присутствуют и раздаются тем, кто причащается»). Отпущение грехов в исповеди не зависит от достоинства священнослужителя, наличия у него мануальной преемственности и т.д. Оно основано лишь на Словах Самого Христа (Мф. 18:18, Ин. 20:23). Это объявление прощения, которое Спаситель даровал ещё почти 2000 лет назад. Слава Богу, что оно не зависит от человека. Вход в Царство Божье возможен всякому верующему в Сына Божьего (Ин. 3:16).

04.03.2016
Антон
Петрозаводск

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31 / +7-953-535-81-54
  • sola-gratia@yandex.ru