Новости
03.05.2017

Литературное кафе

Начало в 18:00.
25.04.2017

День евангелиста Марка

Церковь отмечает память евангелиста.
20.04.2017

Соболезнование

Отошла к Господу Людмила Семёновна Уланен, супруга пастора Юхо Паккаря и кантор Чалнинского прихода.

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Артикул XXII (X)

О Причащении хлебом и вином

1. Нет никаких сомнений, что использование обоих составляющих [как хлеба, так и вина] при отправлении Святого Причастия является делом благочестивым и соответствующим установлению Христа, а также словам Апостола Павла. Ибо Христос учредил обе эти составляющие, причем установил их не для части Церкви, но для всей Церкви. Ибо не только пресвитеры, но вся Церковь использует Таинства властью Христа, а не человеческой властью. И это, мы полагаем, признают наши оппоненты.
2. Итак, если Христос установил это для всей Церкви, то почему же часть Церкви лишается одной из составляющих [Святого Причастия]? Почему запрещено использование второй составляющей? Почему изменяется установление Христа, да еще такое установление, которое Он Сам произносит в Своем Завете? И если непозволительно упразднять человеческое завещание, то насколько же более непозволительно отменять завещание Христово.
3. Павел говорит в 1Кор.(11:23 и далее), что он принял это от Самого Господа. Принял же он [завет] об использовании обоих составляющих, что явственно следует из 11-ой главы 1-го Послания к Коринфянам. “Сие творите [в Мое воспоминание]”, – говорит Он о Своем Теле, а затем повторяет те же слова о чаше [о Крови Христовой]. И затем добавляет: “Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей” (стих 28) [здесь он упоминает обе составляющие]. Таковы слова Того, Кто установил данное Таинство. И действительно, до этого он говорит, что принимающие Причастие должны использовать обе его составляющие.
4. Таким образом, очевидно, что данное Таинство было установлено для всей Церкви. И эта традиция по сей день сохранена в греческих церквях, а также существует [в таком виде] в Западных церквях, о чем свидетельствуют Киприан и Иероним. Ибо Иероним так говорит в комментариях к [Книге] Софонии: “Священники, преподающие Евхаристию и раздающие Кровь Господню людям...” и т.д. Также Собор в Толедо дает аналогичное завещание [свидетельство]. И не составило бы большого труда собрать множество [подобных] свидетельств.
5. Здесь мы ничего не преувеличиваем, но оставляет благоразумному читателю [самому] определить свое мнение относительно божественного предписания [надлежит ли запрещать и изменять предписания и заветы Христовы].
6. В “Опровержении” наши оппоненты не пытаются [утешать сердца или] освобождать Церковь, лишенную одной из составляющих Таинства. Благочестивым и религиозным людям подобало бы делать это. Ибо следовало бы [им] видеть вескую причину для освобождения Церкви и наставления сердец [совести людей], которым преподносится лишь часть Таинства. Но эти [же самые] люди утверждают, будто это правильно, когда преподнесение второй составляющей [Причастия] запрещено, и не позволяют использование обоих составляющих [этого Таинства].
7. Во-первых, они полагают, будто вначале, при образовании Церкви, в некоторых местах существовал обряд, по которому преподавалась только часть Таинства. Однако они не могут представить ни одного подобного факта из древности. Они лишь цитируют фрагменты, в которых упоминается о хлебе, как, например, в Лук.(24:35), где написано, что ученики узнали Христа “в преломлении хлеба”. Цитируют они также и другие фрагменты (Деян.2:42,46; 20:7), где говорится о преломлении хлеба. Но, хотя мы и не станем категорически возражать, если кто-то полагает, что эти фрагменты относятся к Таинству, тем не менее из них вовсе не следует, что была заповедана лишь одна составляющая [Причастия], просто так принято говорить – когда называют одну составляющую, это само собой означает [подразумевает] также и другую составляющую.
8. Они ссылаются также на Причастие мирян, которое заключалось отнюдь не в использовании лишь одной составляющей, но в котором имелись обе части [хлеб и вино]. И всякий раз, когда священникам предписывалось принимать Причастие мирян [в целях наказания не освящать самим, но Причастие принимать от другого, как мирянам – однако Причастие полное, состоящее из двух компонентов], это означало, что их отстраняли от служения освящения. И наши оппоненты также не пребывают в неведении относительно этого, но они злоупотребляют невежеством необразованных людей, которые, услышав о Причастии мирян, сразу же представляют себе обряд наших времен, по которому миряне получают только часть Таинства.
9. Взгляните на их бесстыдство. Габриель перечисляет среди прочих причин, по которым [мирянам] не даются обе составляющие Причастия, и то, что должно поддерживаться различие между мирянами и пресвитерами. И вполне вероятно, что главная причина, почему [наши оппоненты] настаивают на запрещении преподания одной из составляющих Причастия [мирянам], заключается в том, что они стремятся, чтобы достоинство звания [сана] превозносилось религиозным обрядом. Если не говорить более строго, то это человеческий вымысел. И можно легко понять, куда это ведет.
10. В “Опровержении” они цитируют также фрагмент о сыновьях Илия, где сказано, что после утраты первосвященства они должны были якобы искать одной составляющей, принадлежащей [свойственной] священникам, 1Цар.(2:36) [текст гласит: “И всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: ‘причисли меня к какой-либо левитской должности (по-немецки: Lieber, lass mich zu einem Priesterteil) чтоб иметь пропитание’”]. Они утверждают, будто это является основанием для использования лишь одной составляющей [при отправлении Причастия]. И добавляют: “Таким образом, наши миряне тоже должны быть довольны одной составляющей от Причастия священников”. Наши противники [авторы “Опровержения” являются бессовестными, грубыми ослами, которые] откровенно мошенничают, связывая историю потомков Илия с Таинством Алтаря. Там [в той истории] описывается наказание Илия. Они утверждают на основании этого, что в наказание миряне были лишены второй составляющей [Причастия]? [Они глупы и безумны]. Таинство было установлено для утешения и успокоения устрашенных умов, когда они веруют, что Плоть Христова, предаваемая за жизнь мира, является пищей [во время трапезы Причастия], и когда они веруют, что, будучи соединены со Христом [через эту пищу], они оживотворяются. Однако наши оппоненты утверждают, что миряне лишены второй составляющей [Причастия] в наказание. “Они должны, – говорят оппоненты, – быть довольны”.
11. Достаточным это может казаться деспоту. [Конечно, это звучит гордо и достаточно вызывающе]. Но [милостивые государи, могу ли я спросить о причине] почему, собственно, они должны быть довольны? “Не должна выясняться причина, но да имеет все, что говорят теологи, силу закона”. {Неужели все, чего вы желаете, и все, что вы говорите, является чистой правдой? Вы только посмотрите на это потрясающее бесстыдство и наглость наших оппонентов – они смеют утверждать, что их слова приравниваются к заповедям [повелениям] господ [властителей]. Они прямо и откровенно заявляют: “Миряне должны быть довольны”. Но что, если они не должны?} Все это – выдумки Экка. Ибо мы узнаем те тщеславные слова, для критики которых, если бы мы пожелали заняться этим, не было бы недостатка в бранных выражениях. Потому что вы видите, сколь велико [его] бесстыдство. Он распоряжается, как тираны в трагедиях: “Хотят они того или нет, но они должны быть довольны”.
12. Оправдают ли (на Суде Божьем) приводимые им доводы тех людей, которые запрещают одну из составляющих Причастия и гневно набрасываются на всех, кто использует полное Таинство? [Должны ли они находить утешение в том, что написано о сынах Илия: “Они пойдут просить подаяние”? Это было бы весьма надуманное оправдание на суде Божьем].
13. Если они запрещают [мирянам причащаться вином], чтобы существовал отличительный признак клира, то именно эта причина побудит нас не согласиться с нашими противниками, несмотря на то что в других отношениях мы могли бы уступить им и согласиться с тем, как они отправляют этот обряд. Существуют другие признаки, по которым духовенство отличается от других людей, но это не затмевает той цели, с которой они столь ревностно защищают именно данное различие. Впрочем, для того, чтобы никому не показалось, будто мы хотим преуменьшить достоинства клира, мы не станем более ничего говорить об этой злобной и порочной цели.
14. Они также ссылаются на опасность расплескивания [Крови Христовой] и на тому подобные вещи, которые недостаточно вески для того, чтобы изменить установление Христово. [Они приводят множество подобных вымыслов, ради которых было бы нецелесообразно изменять установление Христово].
15. И действительно, если мы предположим, что мы вольны использовать одну составляющую Причастия или обе из них по своему усмотрению, то как можно оправдать запрет [на использование обеих составляющих]? Хотя Церковь не берет на себя свободы переделывать установления Христовы, и превращать их в нечто не имеющее принципиального значения.
16. Мы действительно оправдываем Церковь, потерпевшую урон и злоупотребления [несчастные сердца, насильно лишенные одной из составляющих {Причастия}], поскольку она не получала обе составляющие [Тело и Кровь]. Однако мы не оправдываем тех, кто утверждает, будто использование полного Таинства запрещено по справедливости и обоснованно, и кто не только запрещает [причащать мирян Кровью Христовой], но даже отлучает от Церкви и сурово преследует тех, кто использует полное Причастие. Пусть они подумают о том, как им придется давать отчет пред Богом за свои решения.
17. Также не следует торопиться с выводом, что Церковь решает или сразу же одобряет то, что решают папы, особенно если учесть, что в Писаниях на этот счет приводится пророчество о епископах и пасторах. Так, в Иезек.(7:26) сказано: “...И не станет учения у священника [т.е. будут священники и епископы, не знающие заповеди или Закона Божьего]”.

Случайное фото

Приход ночью

Приход ночью

Смотреть альбом

Отзывы

Дополнительная информация для Сергея из С.-Петербурга, задавшего вопрос об апостольской преемственности: http://kirkko.ru/6967328817/4225859647/

12.05.2016
Ольга
Петрозаводск

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31
  • sola-gratia@yandex.ru