Новости
03.05.2017

Литературное кафе

Начало в 18:00.
25.04.2017

День евангелиста Марка

Церковь отмечает память евангелиста.
20.04.2017

Соболезнование

Отошла к Господу Людмила Семёновна Уланен, супруга пастора Юхо Паккаря и кантор Чалнинского прихода.

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Артикул V

О ЗАКОНЕ И ЕВАНГЕЛИИ

1. Поскольку различие между Законом и Евангелием является особо ярким светом, служащим тому, чтобы Слово Божье могло правильно преподаваться [сопоставляться и соотноситься], и чтобы Писания Святых пророков и Апостолов могли надлежащим образом истолковываться и пониматься, мы должны оберегать его с особой заботой – для того, чтобы две эти доктрины не смешивались друг с другом, или чтобы из Евангелия не делали Закон, в результате чего добродетель Христова тускнеет, а обеспокоенные [своими грехами] души лишаются утешения, получаемого ими из Святого Евангелия, когда оно проповедуется верно и во всей своей чистоте, и дающего им поддержку в самых тягостных испытаниях и тяжбах с угрозами Закона.
2. И в этом вопросе также возникло разногласие между некоторыми теологами Аугсбургского Исповедания, ибо одна сторона утверждала, что Евангелие, строго говоря, является не только проповедью благодати, но в то же время – также и проповедью покаяния, обличающей величайший грех, а именно – неверие. Однако другая сторона настаивала на том, что Евангелие, строго говоря, не является проповедью покаяния или порицания [проповедью покаяния, осуждения греха], поскольку это есть функция Закона Божьего – порицать все грехи, а значит, и неверие также; но что Евангелие – это, по существу, проповедь милости и благоволения Божьего ради Христа, посредством которой прощается неверие обращенных, которое раньше было присуще им и которое порицал Закон Божий.
3. Данное разногласие было вызвано, главным образом, тем, что термин Евангелие не всегда использовался и понимался в одном и том же смысле, но – как в Святых Писаниях, так и древними и современными учителями Церкви – трактовался двумя способами.
4. Ибо иногда он используется так, что под ним подразумевается все учение Господа нашего Христа, которое Он провозгласил во время Своего земного служения и заповедал провозглашать в Новом Завете, а следовательно – в него [в этот термин] включается объяснение Закона и провозглашение благоволения и милости Бога, Его Небесного Отца, как сказано (Марк.1:1): “Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия”. И вслед за этим провозглашаются его основные положения: покаяние и прощение грехов. Таким образом, когда Христос после Своего Воскресения заповедовал Апостолам идти по всему миру и проповедовать Евангелие (Марк.16:15), Он изложил сущность всего учения в нескольких словах, сказав: “Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах...” Павел также называет все свое учение Евангелием (Деян.20:21), но он заключает основное содержание этого учения в двух положениях: покаяние перед Богом и вера в нашего Господа Иисуса Христа.
5. И в этом смысле generalis definito, то есть описание слова Евангелие, используемого в широком понимании (смысле), без строгого различения Закона и Евангелия, верно, когда говорят, что Евангелие – это проповедь покаяния и прощения грехов. Ибо Иоанн [Креститель], Христос и Апостолы начали проповедовать с покаяния и настоятельно преподавали не только милостивое обетование о прощении грехов, но также и Закон Божий.
6. Помимо этого, термин Евангелие применяется в другом, а именно – в узком смысле слова, и в этом случае в него не включается проповедь покаяния, но под ним подразумевается только проповедь благодати Божьей; так [например], сразу же после фрагмента Марк.1:15 – Иисус говорит: “Покайтесь и веруйте в Евангелие”.
7. Подобным образом – термин “покаяние” также не используется в Святых Писаниях в одном и том же смысле. Ибо в некоторых фрагментах Святых Писаний – данным словом описывается полное обращение человека, как [например] в Лук.(13:5): “Если не покаетесь, все так же погибнете”. И в Лук.(15:7): “...На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся...”.
8. Но во фрагменте (Марк.1:15), а также во всех остальных местах, где покаяние и вера во Христа (Деян.20:21) или покаяние и прощение грехов (Лук.24:46,47) упоминаются раздельно – “покаяться” [“раскаяться”] значит не что иное, как [просто] признать свои грехи, возыметь сердечное сожаление о них и оставить их.
9. Это осознание приходит от Закона, но его недостаточно для спасительного обращения к Богу, если к нему не добавляется вера во Христа, добродетели которой утешительная проповедь Святого Евангелия предлагает всем раскаявшимся грешникам, устрашенным проповедью Закона. Ибо Евангелие провозглашает прощение грехов не грубым сердцам, чувствующим себя вполне комфортно и безопасно в своих грехах, но сокрушенным, то есть кающимся (Лук.4:18). И для того, чтобы покаяние или угрозы Закона не обернулись отчаяньем, к ним должна быть добавлена проповедь Евангелия – чтобы это (покаяние) могло стать покаянием ко спасению (2Кор.7:10).
10. Ибо – поскольку проповедь Закона без Христа либо делает людей самонадеянными, когда они начинают воображать, что могут исполнить Закон внешними делами, либо повергает их в полное отчаянье – Христос берет Закон в Свои руки и истолковывает его духовно (Мат.5:21 и далее; Рим.7:14 и 1:18), таким образом являя Свой гнев с Небес на всех грешников и показывая, как велик этот гнев тем, что направляет их к Закону – и от него они прежде всего учатся правильно осознавать свои грехи – это знание, которого Моисей никогда не смог бы добиться от них. Ибо, как свидетельствует Апостол во 2Кор.(3:14 и далее), хотя закон Моисеев читался, покрывало, которое он положил на свое лицо, никогда не снималось, так что люди не могут понять Закон духовно и не осознают, как велики его требования к нам, и насколько сурово он проклинает и осуждает нас потому, что мы не можем соблюдать или исполнять его. “Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается” (2Кор.3:16).
11. Следовательно, Дух Христов должен не только утешать, но также – через служение Закона – обличать мир о грехе (Иоан.16:8) и, таким образом, должен сделать, как говорит пророк (Ис.28:21): “opus alienum, ut faciat opus proprium”, – то есть Он должен “сделать дело Свое, необычайное дело (порицания)” – для того, чтобы Он мог [после этого] делать уже свое “собственное служение”, заключающееся в утешении и проповеди благодати. Ибо с этой целью Он был заслужен [у Отца] и послан к нам Христом, и по этой причине, также, Он назван Утешителем; доктор Лютер объясняет это в своих комментариях к Евангелию на пятое воскресенье после Троицына дня следующими словами:
12. “Все, что проповедует о наших грехах и гневе Божьем – будь то проповедь о том, как или когда это будет, – относится к проповеди Закона. Евангелие же – это такая проповедь, которая показывает и дает исключительно благодать и прощение во Христе, хотя – истинно и верно, что Апостолы и проповедники Евангелия (как делал и Сам Христос) подтверждают проповедь Закона и начинают это с тех (производят это для тех), кто еще не признает своих грехов и не устрашен [осознанием] гнева Божьего, как Он говорит в Иоан.(16:8): ‘И Он [Святой Дух] пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня’. Да может ли быть более сильное, более устрашающее провозглашение и проповедь гнева Божьего против греха, чем просто страдания и смерть Христа, Сына Его? Но поскольку все это проповедует гнев Божий и устрашает людей, это не является все же проповедью Евангелия и проповедью Самого Христа, но является проповедью Моисея и Закона против нераскаявшихся. Ибо Евангелие и Христос никогда не были избраны [предписаны] и даны для устрашения и осуждения, но для утешения и ободрения тех, кто устрашен и робок.
13. И еще: Христос говорит, что Святой Дух (Иоан.16:8) ‘пришед обличит мир о грехе’, но это не может быть сделано иначе, как через истолкование Закона” (Jena, Tom.2, fol.455).
14. Также и в Шмалькальденских Артикулах говорится: “Новый Завет сохраняет и настойчиво твердит о служении [функции] Закона, открывающего грехи и гнев Божий. Но к этому служению немедленно добавляется обетование милости посредством Евангелия”.
15. И в Апологии сказано: “Для истинного и благотворного покаяния – проповеди одного лишь Закона недостаточно, НО К ЭТОМУ ДОЛЖНО БЫТЬ ДОБАВЛЕНО ЕВАНГЕЛИЕ. Таким образом, две доктрины неразрывно связаны [принадлежат к единому целому] и должны настоятельно утверждаться [проповедоваться] рядом, но – в определенном порядке и с надлежащим различием. И по справедливости осуждаются антиномианисты или критики Закона, которые вытесняют проповедь Закона из Церкви и хотят, чтобы не Законом, но Евангелием порицались грехи и преподавалось покаяние и сожаление”.
16. Но – дабы каждый мог видеть, что в разногласии, с которым мы имеем дело, мы ничего не утаиваем, представляя дело христианскому читателю прямо и ясно – [мы заявляем, что]
17. мы единодушно веруем, учим и исповедуем, что Закон, строго говоря, является Божественным учением, в котором открывается праведная и неизменная воля Божья в отношении того, какими должны быть природа, помыслы, слова и дела человека, чтобы он (человек) был угоден и приемлем для Бога – и он [Закон] грозит нарушителям гневом Божьим, а также временным и вечным наказаниями. Ибо, как пишет Лютер, возражая противникам Закона [антиномианистам]: “Все, что порицает грех – является Законом и относится к Закону, специфическим служением [специфической функцией] которого является обличение греха и ведение к познанию [осознанию] грехов” (Рим.3:20; 7:7), – и, поскольку неверие является корнем и источником всех предосудительных грехов [всех грехов, которые должны быть осуждены и обличены], Закон порицает и неверие также.
18. Подобным же образом истинно и то, что Закон и его учение иллюстрируются и объясняются Евангелием, хотя при этом специфическим служением [специфической функцией] Закона остается все же обличение грехов и учение о добрых делах.
19. Таким образом, Закон порицает неверие, [то есть] когда люди не веруют в Слово Божье. Итак, поскольку только Евангелие надлежащим образом учит и заповедует веровать во Христа, оно является Словом Божьим, посредством же служения Закона – Святой Дух также порицает неверие – то что люди не веруют во Христа – хотя, по существу, только Евангелие учит о спасительной вере во Христа.
20. Однако – раз человек не исполнил, но нарушил Закон Божий, и его развращенная природа, помыслы, слова и дела борются против Закона, из-за чего он пребывает под гневом Божьим, [духовно] мертв, испытывает всевозможные временные бедствия и наказание адского огня – Евангелие, по существу, является доктриной, которая учит, во что человек должен уверовать, чтобы обрести прощение грехов перед Богом, а именно – что Сын Божий, наш Господь Христос, взял на Себя и понес проклятие Закона, искупил и оплатил все наши грехи, и что только через Него мы снова обретаем благосклонность Божью, прощение грехов верой, избавление от смерти и всех наказаний за грехи и вечное спасение.
21. Ибо все, что утешает, все, что предлагает благосклонность и милость Божью нарушителям Закона – является и по существу называется Евангелием, Благой и радостной Вестью о том, что Бог не будет наказывать (за) грехи, но простит их ради Христа.
22. Таким образом, каждому раскаявшемуся грешнику следует уверовать – то есть возложить всю свою уверенность (все свое упование) на одного лишь Господа Христа, на то, что Он “предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего” (Рим.4:25), на то, что “не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2Кор.5:21), на Того, “Который сделался для вас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением” (1Кор.1:30), чья покорность засчитывается нам в праведность перед строгим судом Божьим – так, что Закон, как уже заявлялось выше, является служением смертоносным буквам (2Кор.3:7), а Евангелие – “есть сила Божия ко спасению всякому верующему” (Рим.1:16), проповедующая праведность, и дает Духа (1Кор.1:18; Гал.3:2). Также и доктор Лютер почти во всех своих трудах обращал особое внимание на это различие и надлежащим образом показал, что познание Бога, получаемое из Евангелия, совершенно отлично от того, что познается Законом, потому что даже язычники в некоторой степени имеют знание о Боге из природного закона, хотя эти знания никогда не были верными, и они (язычники) никогда не прославляли Его правильно (Рим.1:20 и далее).
23. От начала мира две эти доктрины, с надлежащим различием, непрестанно и бок о бок прививались в Церкви Божьей. Ибо потомкам почтенных патриархов, а также и самим патриархам не только постоянно напоминалось о том, как в начале человек был создан праведным и святым пред Богом и через искушение Змея нарушил заповедь Божью, стал грешником, извратил и низвергнул сам себя со всем своим потомством в смерть и вечное осуждение – но также они ободрялись и утешались проповедью о “семени жены, которое будет поражать Змея в голову” (Быт.3:15), а также о “семени Авраама, в котором благословятся все народы земли” (Быт.22:18), и о Сыне Давидовом, “Который восстановит колена Израилевы и будет светом народам” (Пс.109:1; Ис.49:6; Лук.2:32), Который “изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши”, на Ком было “наказание мира и ранами Которого мы исцелились” (Ис.53:5).
24. Мы веруем и исповедуем, что две эти доктрины должны непрестанно, до самого конца сего мира, прививаться в Церкви Божьей, хотя и с надлежащим разграничением, о котором мы уже слышали – для того, чтобы через проповедь Закона и его угроз в служении Нового Завета сердца нераскаявшихся людей могли быть устрашены и приведены к осознанию своих грехов и к покаянию, но не таким образом, чтобы в процессе этого они упали духом и впали в отчаянье, а чтобы [поскольку Закон – это “детоводитель ко Христу, дабы нам оправдаться верою” (Гал.3:24), и таким образом он направляет и ведет нас не от Христа, но ко Христу, Который есть “конец закона” (Рим.10:4)]
25. они были утешены и укреплены проповедью Святого Евангелия о Христе, Господе нашем, а именно – [проповедью о том] что верующим в Евангелие Бог прощает все их грехи посредством (через) Христа, ради Него принимает их как Своих чад и, из чистого милосердия, безо всяких добродетелей с их стороны, оправдывает и спасает их, хотя и не таким образом, что они могут злоупотреблять милостью Божьей и, уповая на милосердие, грешить –
26. как убедительно и верно показывает Павел (2Кор.3:7 и далее), говоря о различиях между Законом и Евангелием.
27. Итак, для того чтобы обе доктрины – доктрина Закона и доктрина Евангелия – не смешивались друг с другом, и то, что принадлежит одной из них, не приписывалось другой, в результате чего заслуги и добродетели Христовы тускнеют, и Евангелие снова превращается в доктрину Закона – что произошло в папстве – и, таким образом, христиане лишаются истинного утешения от угроз Закона, которое они имеют в Евангелии, и папству снова открывается дверь в Церковь; таким образом, истинное и надлежащее различие между Законом и Евангелием должно со всем усердием прививаться и сохраняться, и также должно усердно предотвращаться все, что способствует смешению inter legem et evangelium (между Законом и Евангелием), то есть посредством чего две доктрины – Закон и Евангелие – могут быть перепутаны и смешаны в одну доктрину. Следовательно, опасно и ошибочно обращать Евангелие – в строгом смысле слова, Евангелие, отличающееся от Закона – в проповедь покаяния или обличения [в проповедь покаяния, обличающего грех]. Ибо Евангелие, понимаемое в общем смысле целой доктрины, о чем и в Апологии говорится несколько раз, является проповедью покаяния и прощения грехов. Между тем, однако, Апология также показывает, что Евангелие, строго говоря, является обетованием о прощении грехов и об оправдании через Христа, Закон же является доктриной, которая обличает и осуждает грех.

Случайное фото

Крещение Эмилии, 28.10.2012 г.

Крещение Эмилии, 28.10.2012 г.

Смотреть альбом

Отзывы

Спасибо за прекрасно сделанный сайт! Божьих благословений! Надеюсь, вы не против, если воспользуюсь некоторыми вашими материалами?:)

08.08.2014
Баранова Елена
Ржев

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31
  • sola-gratia@yandex.ru