Новости
05.06.2017

Детская программа "Путешествия апостола Павла"

С 5 по 8 июня при нашей церкви будет проходить познавательная библейская программа для детей. Добро пожаловать!
31.05.2017

Посещение девой Марией Елисаветы

Начало вечерни в 18:00.
25.05.2017

Вознесение Господне

Прошла вечерня.
24.05.2017

Литературное кафе

Прошла встреча, посвящённая повести Альберта Лиханова "Мальчик, которому не больно".
22.05.2017

Христианский киноклуб

В нашем приходе состоялось открытие Христианского киноклуба Петрозаводска!

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Артикул VIII

О ЛИЧНОСТИ ХРИСТА

1. Среди теологов Аугсбургского Исповедания также возникло противоречие относительно Личности Христа, что, впрочем, происходит уже не впервые и происходит от сакраментариев [повод для которого подали сакраментарии].
2. Ибо – когда доктор Лютер, противостоя сакраментариям, поддержал учение об истинном, сущем присутствии Тела и Крови Христовых при отправлении Святого Причастия, приведя твердые аргументы, основанные на словах установления – со стороны приверженцев Цвингли возникли возражения по поводу того, что если Тело Христово при отправлении Причастия присутствует одновременно на Небесах и на земле, то оно, мол, не может быть Телом человеческим. Ибо, как они говорят, такое могущество свойственно одному лишь Богу, Тело же Христово подобными способностями не обладает.
3. Но, в то время как доктор Лютер опровергал и эффективно отрицал это – как показывают его доктринальные и полемические труды о Святом Причастии, которые мы здесь публично исповедуем [одобряем], равно как и прочие его доктринальные труды [и мы хотим, чтобы этот факт был публично засвидетельствован] – некоторые теологи Аугсбургского Исповедания,
4. после его (Лютера) смерти, пытались, хотя и не желая делать этого всенародно, открыто и определенно, исповедать свое согласие по вопросу о Вечере Господней с сакраментариями. При этом они представляют и используют именно те ошибочные аргументы относительно Личности Христа, посредством которых сакраментарии осмелились отстаивать тезис об отсутствии истинного, сущего Тела и Крови Христовых при отправлении Его Причастия, а именно – о том, что человеческой природе в Личности Христа не должно приписываться ничего такого, что выходит за рамки его естественных свойств или противоречит им. По этой причине, они обвинили доктрину доктора Лютера и всех, кто следует данной, соответствующей Слову Божьему доктрине, почти во всех древних чудовищных ересях.
5. Для того чтобы по-христиански объяснить данное противоречие в соответствии со Словом Божьим и согласно руководству нашей простой христианской веры [по аналогии с нашей простой христианской верой] и чтобы, по милости Божьей, полностью урегулировать его, мы заявляем, что наше единодушное учение, вера и исповедание заключаются в следующем:
6. Мы веруем, учим и исповедуем, что Сын Божий, хотя Он и был от вечности особой, самостоятельной и совершенно Божественной Личностью, и, таким образом, вместе с Отцом и Святым Духом – истинным, сущим и совершенным Богом – тем не менее, когда пришла полнота времени, принял на Себя также человеческую природу, соединив ее со Своей Личностью не таким образом, что теперь существуют две Личности или два Христа, но что Христос Иисус теперь, будучи единой Личностью, является одновременно истинным, вечным Богом, рожденным от Отца в вечности и истинным Человеком, рожденным от благословеннейшей Девы Марии, как сказано в (Рим.9:5): “...И от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки”.
7. Мы веруем, учим и исповедуем, что теперь, в этой единой и неделимой Личности Христа, существуют две самостоятельные природы: Божественная, которая существовала извечно – и человеческая, которая со временем была включена в единство Личности Сына Божьего. И эти две природы Личности Христа никогда не отделялись одна от другой, не смешивались одна с другой и не переходили [не превращались, не изменялись] одна в другую, но каждая из них пребывает в Личности Христа, оставаясь по сути сама собой вечно.
8. Мы веруем, учим и исповедуем также, что поскольку обе упомянутые природы остаются несмешанными и нерушимыми по своей сути, то каждая из них сохраняет также и свои естественные, существенные свойства и никогда не откладывает их в сторону – равно как существенные свойства одной природы никогда не становятся свойствами другой природы.
9. Соответственно, мы веруем, учим и исповедуем, что быть всемогущим, вечным, бесконечным, вездесущим (одновременно присутствовать естеством, то есть согласно свойствам природы и ее естественной сущности) и быть всеведущим – это свойства Божественной природы, которые никогда не становятся существенными свойствами человеческой природы.
10. С другой стороны – быть телесным [материальным] творением, иметь плоть и кровь, быть конечным и ограниченным в пространстве, страдать, умирать, возноситься и нисходить, перемещаться с одного места на другое, алкать, жаждать, испытывать холод и жару и тому подобное – все это свойства человеческой природы, которые никогда не становятся свойствами природы Божественной.
11. Мы веруем, учим и исповедуем также, что теперь, со времени воплощения, две природы Христа существуют не сами по себе, так, будто каждая из них составляет самостоятельную, отдельную Личность – но они так объединены, что составляют единую Личность, в которой Божественная и принятая человеческая природа существуют одновременно – так, что теперь, с момента воплощения, они принадлежат всей Личности Христа: не только Его Божественной, но также и Его присвоенной [принятой на Себя] человеческой природе; и что Личность Христа или Filii Dei incarnati (воплощенного Сына Божьего), то есть Сына Божьего, Который принял на Себя Плоть и стал Человеком: как без Его Божественности, так и без Его человечности – не является целостной. Следовательно, Христос является не двумя различными Личностями, но одной целостной Личностью – несмотря на то, что в Нем находятся две различные природы, несмешанные по своей сути и своим свойствам.
12. Мы веруем, учим и исповедуем также, что принятая Христом человеческая природа не только имеет и сохраняет свои существенные, естественные свойства, но что, помимо этого, через личностное единение с Божеством, а впоследствии – через прославление, она была вознесена одесную Бога, “превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем” [Ефес.1:21].
13. Итак – в отношении этого величия, к которому Христос был превознесен согласно Своей человеческой сущности – Он принял его впервые не тогда, когда воскрес из мертвых и вознесся на Небеса, но уже когда Он был зачат в утробе Своей матери и стал Человеком – и Божественная и человеческая природы были личностно объединены одна с другой.
14. Однако, этот личностный союз не должен пониматься, как некоторые неверно истолковывают его: будто две природы, Божественная и человеческая, были объединены одна с другой – как две доски склеенные вместе – так, что realiter, то есть на деле и воистину, они не имеют никакой общности одна с другой.
15. Ибо в этом заключались заблуждения и ересь Нестория и Павла Самосатского, которые, по свидетельствам Суды и Феодора, пресвитера Райтийского, учили и утверждали: duvo fuvdei" ajkoinwnhvtou" pro;" eJauta;" pantavpasin, – hoc est, naturas omni modo incommunicabiles esse, – то есть: что две природы не имеют никакой общности между собой. Таким образом, эти природы отделены одна от другой, и, тем самым учреждаются два Христа: так что Христос – это будто бы одна Личность, а Бог Слово, обитающий во Христе – совсем другая Личность.
16. Ибо пресвитер Феодор пишет так: Paulus quidam iisdem, quibus Manes temporibus, Samosatenus quidem ortu, sed Antiochiae Syriae antistes, Dominum impie dixit nudum fuisse hominem, in quo Deus Verbum sicut et in singulis prophetis habitavit [habitaverit], ac proinde duas naturas separatas et citra omnem prorsus inter se communionem in Christo esse, quasi alius sit Christus, alius Deus Verbum in habitans. То есть: “В то же время, когда жил еретик Мани, некто по имени Павел, который, хотя и родился в Самосате, был епископом Антиохии в Сирии, ошибочно учил, что Господь Христос был не кем иным, кроме как просто человеком, в котором обитал Бог, как в любом другом пророке. Таким образом – он утверждал также, что Божественная и человеческая сущности находятся порознь и отделены друг от друга, и что во Христе они не имеют совершенно никакого сообщения друг с другом: будто Христос – это одна Личность, а Бог Слово, обитающий в Нем – совсем другая Личность.
17. Вопреки этой осуждаемой ереси, христианская Церковь всегда и во все времена просто веровала и утверждала, что Божественная и человеческая природы соединены в Личности Христа так, что они имеют истинное общение друг с другом, посредством чего эти природы соединены не в единую сущность, но, как пишет доктор Лютер, в единую Личность.
18. Соответственно, по причине этого личностного единения и общения, древние учителя Церкви – до и после Собора в Халкидоне – нередко использовали слово mixtio – смесь – в хорошем смысле и с [истинным] различием. Для доказательства этого – при необходимости можно было бы привести множество свидетельств Отцов [Церкви], которые нередко следует искать также в писаниях наших богословов, и которые объясняют личностное единение и общение на примере animae et corporis и ferri candentis – то есть души и тела, а также раскаленного металла.
19. Ибо тело и душа, подобно пламени и металлу, имеют общение друг с другом не per phrasin, или modum loquendi, или verbaliter (образно выражаясь или только на словах), то есть так, что это лишь образное выражение и пустые слова – но vere и realiter, то есть на деле и воистину. Но, все же при этом не происходит confusio или exaequatio naturarum, то есть перемешивания или уравнивания природ – как в случае, когда приготавливается напиток путем смешивания меда с водой, который не является более ни чистым медом, ни чистой водой, но смесью. В единении же Божественной и человеческой природ в Личности Христа дело обстоит совершенно иначе. Ибо это совершенно иное, более величественное и [совершенно] невыразимое соединение и союз между Божественной и человеческой природами в Личности Христа, за счет которого Бог является человеком, а человек – Богом, и, тем не менее – ни их природы, ни их свойства не смешиваются, – но обе природы сохраняют свою суть и свойства.
20. За счет этого личностного единения, немыслимого без такого истинного общения [Божественной и человеческой] природ, за грехи мира сего пострадала не только лишь человеческая природа, которой свойственно страдать и умирать, но Сам Сын Божий воистину пострадал – однако [Он пострадал] согласно принятой на Себя человеческой природе, и (в соответствии с нашей бесхитростной христианской верой) [как свидетельствует Апостольский Символ Веры] воистину умер, хотя Божественная природа не может ни страдать, ни умирать.
21. Это доктор Лютер объяснил в своем Большом Исповедании о Святом Причастии, опровергая alloeosis Цвингли, учившего, что одна природа должна, мол, приниматься и пониматься за другую – представление, которое доктор Лютер заклеймил как маску дьявола, ведущую в пучину ада.
22. По этой причине древние учителя Церкви объединили вместе слова koinwniva и e{nwsi", communio et unio – то есть общение и единение [союз] – при истолковании этой тайны и объясняют одно другим. [Ириней (соч.4, гл.37); Афанасий, в “Послании к Эпиктету”; Иларий “О Троице”, книга 9; Василий и Григорий Нисский, Феодорит, Дамаскин (книга 3, глава 19).]
23. По причине этого личностного единения и общения Божественной и человеческой природ во Христе, мы также веруем, учим и исповедуем, согласно нашей бесхитростной христианской вере, то, что говорится относительно величия Христа в Его человеческой сущности [в которой Он сидит] одесную всемогущей силы Божьей, и то, что связано с этим [из этого вытекает]. Все сказанное было бы пустым звуком и не могло бы устоять, если бы это личностное единение и общение сущностей [природ] в Личности Христа не существовало realiter – то есть на деле и воистину.
24. По причине этого личностного единения и общения сущностей [природ во Христе] – Мария, благословеннейшая Дева, родила не просто человека, но, как свидетельствует Ангел [Гавриил], такого Человека, Который является Сыном Всевышнего Бога, (Человека,) являвшего Свое Божественное могущество даже в утробе Своей Матери, поскольку Он был рожден от Девы, и девственность ее не была нарушена. Таким образом, она воистину Матерь Божья – но, тем не менее, осталась Девой.
25. В силу этого – Он также совершал все Свои чудеса и являл это Свое Божественное величие по Своему усмотрению, когда и как Он хотел этого, и поэтому – не только исключительно после Своего воскресения и вознесения, но также и в состоянии уничижения. Например – на свадьбе в Кане Галилейской, а также – когда Ему было двенадцать лет, среди просвещенных мужей, а также – в саду, когда одним словом Он поверг своих врагов на землю, подобным же образом – во время (Своей) смерти, когда Он умер не просто, как любой другой человек, но победил Своей смертью грех, смерть, дьявола, ад и вечное проклятие – чего одна лишь человеческая природа не способна была бы сделать, не будь она личностно объединена и не имей она общения с природой Божественной.
26. Следовательно – человеческая природа [Христа] после воскресения из мертвых также превознесена над всеми тварями небесными и земными, и это означает не что иное, как то, что Он полностью отложил образ раба, но все же не отложил Своей человеческой природы, а сохранил ее навеки и передал ее в полное обладание и использование Божественного могущества, согласно принятой на Себя человеческой природе. Однако, это могущество Он имел сразу же в момент Своего зачатия, даже в утробе Матери, но, как свидетельствует Апостол [Филип.2:7], отложил его; и, как объясняет доктор Лютер, в состоянии уничижения Он держал его [свое могущество] запечатанным, используя его не всегда, но только тогда, когда хотел.
27. Но теперь Он делает это (использует свое могущество), поскольку Он вознесся на Небеса не просто как один из святых, но, по свидетельству Апостола [Ефес.4:10], превыше всех Небес, и также воистину наполняет Собою все и присутствует повсеместно, не только как Бог, но также и как человек, [владычествует и] правит от моря до моря и до концов земли, как предсказывали пророки (Пс.8:1-7; 92:1 и далее; Зах.9:10), и как свидетельствуют Апостолы (Марк.16:20), так, что Он повсюду содействует им (Своим пророкам и Апостолам) и подкрепляет их слова последующими знамениями.
28. Хотя это происходит не естественным образом, но, согласно объяснениям доктора Лютера, как совершаемое десницей Божьей, которая не имеет какого-то определенного места на Небесах – как это утверждают сакраментарии, не имея на то никаких подтверждений в Святых Писаниях – но является не чем иным, как наполняющей небо и землю всемогущей силой Божьей, в которую Христос возведен согласно Своей человеческой сущности, realiter – то есть на деле и воистину; sine confusione et exaequatione naturarum – то есть без смешения и выравнивания двух природ по их сущности и существенным свойствам.
29. Посредством этой сообщенной [Божественной] силы, согласно словам Его завета, Он может присутствовать – и воистину присутствует – Своим Телом и Кровью при отправлении Святого Причастия, к которому Он направляет нас Своим Словом. Этого не может совершить никакой другой человек, потому что ни один человек не объединен с Божественной природой и не учрежден в таком Божественном всемогуществе и силе посредством личностного единения двух природ во Христе, как Иисус, Сын Марии.
30. Ибо в Нем Божественная и человеческая природы личностно объeдинены друг с другом так, что во Христе “обитает вся полнота Божества телесно” (Кол.2:9), и в этом личностном единении заключается такое величественное, сокровенное и неописуемое словами общение, что даже Ангелы дивятся этому, и, как свидетельствует Св.Петр, желают проникнуть в это [1Пет.1:12]. Все это будет вскоре истолковано по порядку и немного более полно.
31. Из этого основания личностного единения, как констатировалось и объяснялось выше, то есть из того способа (образа действия), которым Божественная и человеческая природы Христа соединены друг с другом, а именно – из того, что они едины не только на словах, но имеют единение друг с другом на деле и воистину, но, в то же время, безо всякого смешивания или выравнивания их сущностей – проистекает также доктрина de communicatione idiomatum, то есть об истинном общении свойств природ [сущностей Христа], на чем далее следует остановиться несколько более подробно.
32. Ибо поскольку воистину верно, что quod propria non egrediantur sua subiecta (что свойства не оставляют субъектов), то есть – что каждая из природ сохраняет свои существенные свойства, а свойства неотделимы от природы и не могут “вливаться” в другую природу – как вода, переливаемая из одного сосуда в другой – то также никакого общения свойств не могло бы быть или существовать, если бы вышеупомянутое личностное единение природ во Христе не было истинным.
33. Явление Бога во плоти – это второе по величине Таинство на Небе и на земле, после артикула о Святой Троице – как говорит Павел: “И беспрекословно – великая благочестивая тайна: Бог явился во плоти...” (1Тим.3:16).
34. Ибо, поскольку Апостол Петр ясными словами свидетельствует, что во Христе мы – те, в ком Христос обитает только по милости, за счет этой великой тайны – являемся также причастниками Божественного естества [Божественной природы], какова же тогда должна быть причастность Божественной природе, о которой Апостол говорит, что во Христе “обитает вся полнота Божества телесно” – так, что Бог и человек являются одной Личностью?
35. Но, поскольку чрезвычайно важно, чтобы эта доктрина de communicatione idiomatum – то есть об общении свойств обеих природ – объяснялась с надлежащим разграничением [между этими свойствами], ибо propositiones и praedicationes (то есть то, как [следует] говорить о Личности Христа и о свойствах этой Личности) – это отнюдь не одно и то же по типу и форме, и, когда между ними не делается надлежащего различия, доктрина смешивается, и простой читатель легко ведется к погибели, следует обратить внимание на следующее объяснение, которое, ради ясности и простоты, вполне может быть охвачено тремя постулатами:
36. А именно: во-первых – поскольку во Христе существуют и пребывают неизменными и несмешанными по своей сути и свойствам две различные природы, и, тем не менее, обе эти природы составляют одну Личность – следовательно то, что в самом деле является свойством одной природы, приписывается не только одной, отдельно взятой этой природе, но всей Личности целиком, Которая одновременно является Богом и Человеком (независимо от того, названа она Богом или Человеком).
37. Однако, in hoc genere – то есть если выражаться таким образом – то отсюда не следует, что приписываемое одной Личности одновременно является свойством обеих природ, но отчетливо объясняется – что это за природа, согласно которой что-то приписывается Личности. Таким образом, Сын Божий “родился от семени Давидова по плоти” (Рим.1:3). А также: “...Христос... однажды пострадал за грехи наши... быв умерщвлен по плоти... пострадал за нас плотию” (1Пет.3:18; 4:1).
38. Однако, поскольку под словами о том, что специфическое свойство одной природы приписывается всей Личности, тайные и открытые сакраментарии скрывают свое пагубное заблуждение, действительно называя всю Личность, но понимая под ней, все же, только одну природу [одну из сущностей], и полностью исключая другую природу, будто только лишь человеческая природа пострадала за нас – и так как доктор Лютер написал в своем Большом Исповедании о Святом Причастии относительно alloeosis Цвингли, мы приводим здесь сами лютеровские слова, для того чтобы Церковь Божья могла быть наилучшим образом ограждена от этой ошибки. Вот его слова:
39. “Когда что-то, на самом деле относящееся к Его человеческой сущности, приписывается Божественной сущности Христа, или наоборот – Цвингли называет это термином ALLOEOSIS. Как, например, в Лук.(24:26): ‘Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?’ Здесь Цвингли прибегает к хитрой уловке, утверждая, что под именем Христос понимается человеческая природа [Христа].
40. Остерегайтесь, остерегайтесь, говорю я вам, этого ALLOEOSIS! Ибо это маска дьявола, ибо в конце концов это порождает такого Христа, следуя которому я никак не мог бы быть христианином; а именно – [это порождает представления о том,] что Христос был не более чем одним из святых, и совершил всеми Своими страданиями не более, чем любой другой святой. Ибо если я верую [позволяю убедить себя в том], что человеческая природа Христа пострадала за меня, тогда Христос – плохой Спаситель для меня, тогда, в самом деле, Он и Сам нуждается в Спасителе. Короче говоря, трудно выразить – чего добивается дьявол при помощи ALLOEOSIS”.
41. И немного ниже: “Если бы старый прорицатель, ‘Господин по имени Разум’, прародитель ALLOEOSIS, сказал бы: ‘Нет, Божественная сущность не может пострадать или умереть’, – вам следовало бы ответить: ‘Это верно. Однако, поскольку во Христе Божественность и человечность являются одной Личностью, то за счет этого личностного единения – все, что происходит с человеческой сущностью, Писание относит также и к Божественности, а также наоборот’.
42. И это на самом деле так; ибо вы должны без сомнений отвечать (подразумевая Христа), что Личность страдает и умирает. Личность же является истинным Богом – поэтому вполне обоснованно можно сказать: ‘Сын Божий страдает’. Ибо одна сторона, а именно – Божественность, не страдает; тем не менее, Личность, Которая является Богом, страдает с другой стороны, а именно – по Своей человеческой сути. Ибо воистину Сын Божий был распят за нас, то есть – та Личность, Которая является Богом [была распята]. Ибо Личность, я еще раз повторяю – Личность была распята согласно своей человеческой сущности”.
43. И еще чуть ниже: “Если бы ALLOEOSIS существовал в том виде, как об этом учит Цвингли, то Христос был бы двумя Личностями – одной Божественной и одной человеческой – потому что Цвингли использует фрагменты о страдании одной лишь человеческой природы, полностью отделяя их (эти фрагменты) от Его Божественной сущности. Ибо если дела [Личности] разделены, то и личность также должна быть разделена, поскольку все дела страдания приписываются не природам, но Личности. Ибо именно Личность совершает все и страдает за все, одно – согласно одной природе, а другое – согласно другой природе; обо всем этом просвещенные прекрасно знают. Таким образом, мы считаем нашего Господа Христа Богом и человеком в одной Личности: NON CONFUNDENDO NATURAS NEC DIVIDENDO PERSONAM – так, что мы не смешиваем природы и не разделяем Личность”.
44. В своей книге “О Соборах и Церкви”, Лютер говорит также: “Мы, христиане, должны знать, что если Бог не кладется на чашу весов и не уравновешивает их, то мы с нашей чашей опускаемся на дно. Под этим я подразумеваю следующее: Если бы нельзя было сказать [если бы не было истиной то], что Бог умер за нас, но лишь человек [совершил бы это] – то мы были бы безнадежно пропащими людьми. Но если ‘Смерть Господня’ и ‘Умерший Бог’ помещаются на чашу весов, тогда Он опускается вниз, а мы поднимаемся, как невесомая, пустая чаша. Но, действительно, Он может также снова подняться или спрыгнуть с чаши – однако, Он не может сидеть на ней до тех пор, пока не станет подобным нам человеком; поэтому можно говорить такие фразы, как: ‘Бог умер’, ‘Страдания Божьи’, ‘Кровь Божья’, ‘Смерть Божья’. Ибо по Своей природе Бог не может умереть, но если Бог и человек объединены в одной Личности – то, когда умирает Человек, Который является единой Личностью с Богом, это наверняка можно назвать смертью Божьей”.
45. Так пишет Лютер. Таким образом – очевидно, что неверно говорить или писать, будто вышеупомянутые выражения (‘Бог пострадал’, ‘Бог умер’) – это только praedicateones verbales (словесные заявления), то есть – просто слова, и что на самом деле это не так. Ибо наша бесхитростная христианская вера свидетельствует о том, что Сын Божий, Который стал человеком, пострадал за нас, умер за нас и искупил нас Кровью Своей.
46. Во-вторых, что касается отправления служения Христова – Его Личность не действует в одной природе, с одной природой или согласно только одной природе, но в соответствии с, и через обе природы – или, как это выразил Халкидонский Собор, одна природа действует сообща с другой, что является свойством каждой из них.
47. Таким образом, Христос является нашим Посредником, Искупителем, Царем, Первосвященником, Главой, Пастырем и т.д. согласно не только одной из Своих природ – будь то природа Божественная или человеческая – но, как это уже рассматривалось в других местах, согласно обеим природам.
48. В-третьих – тем не менее, это все же совершенно другое дело, когда вопрос, заявление или дискуссия касаются того, действительно ли личностно объединенные природы во Христе не имеют ничего сверх или более своих естественных свойств. Ибо о том, что они имеют и сохраняют – было упомянуто выше.
49. Итак, в отношении Божественной природы во Христе – поскольку у Бога “нет изменения и ни тени перемены” (Иак.1:17), Его Божественная природа по своей сути и свойствам от воплощения не претерпела ни убавления, ни прибавления и не была в результате этого ни уменьшена, ни увеличена.
50. Однако, что касается принятой Христом на Себя человеческой природы – кое-кто действительно хотел бы утверждать, что, даже в личностном единении с Божественной сущностью, она не имеет ничего сверх и ничего более своих естественных, существенных свойств, что она во всем подобна остальным людям [своим собратьям]. И что по этой причине ничто не должно и не может быть приписано человеческой природе во Христе сверх ее естественных свойств или того, что противоречит этим естественным свойствам – несмотря на то что на этот счет существует свидетельство Писания.
51. Но то, что это мнение ошибочно и неправильно – столь ясно вытекает из Слова Божьего, что даже их собственные союзники порицают и отвергают это заблуждение. Ибо Святые Писания и древние Отцы Церкви на основании Писаний [которым они были полностью и надлежащим образом обучены] убедительно свидетельствуют, что – по причине и благодаря тому факту, что человеческая природа была личностно объединена с Божественной природой во Христе – она [человеческая природа], будучи прославленной и превознесенной одесную могущества и силы Божьей, после того, как образ раба и уничижение были отложены, приняла, помимо и сверх своих существенных, постоянных свойств, также и особые, высшие, глобальные, сверхъестественные, непостижимые, неописуемые, небесные praerogatives (прерогативы) и превосходства в величии, славе и могуществе надо всяким именем, именуемым не только в сем веке, но и в будущем [Ефес.1:21]. И что, соответственно, при отправлении служения Христова, человеческая природа Христа используется в равной мере [одновременно] и также имеет свою efficaciam – то есть действенность и эффективность – не только по своим естественным, существенным свойствам, или не только лишь в той мере, в какой эта способность простирается, но, главным образом, соответственно величию, славе, силе и могуществу, принятым через личностное единение, прославление и превознесение. И теперь даже наши оппоненты едва ли могут или смеют отрицать это –
52. за исключением того, что они оспаривают, утверждая, что человеческая природа Христа наделена и украшена только сотворенными дарами или finitae qualitates (ограниченными качествами), как у святых, и что, согласно их [ловким] размышлениям или на основании их собственных [глупых] argumentationes (аргументаций) и [фиктивных] доказательств, они хотят измерить и исчислить – на что человеческая природа Христа могла бы или должна бы быть способна или неспособна, не исчезая вовсе.
53. Но наилучший, наиопределеннейший и наивернейший путь в этой дискуссии заключается в следующем: о том, что Христос получил согласно принятой на Себя человеческой природе, через личностное единение, прославление или превознесение, и о том, на что, помимо естественных свойств, принятая Им на Себя человеческая природа, не исчезая, способна – об этом никто не может знать лучше или вернее, нежели Сам Господь Христос. И Он открыл это в Своем Слове настолько, насколько это необходимо нам знать в этой жизни. Итак, во все, что мы имеем в этих приведенных в Писаниях ясных и определенных свидетельствах, мы должны просто веровать, ни в коем случае не возражая против этого [и не утверждая], будто человеческая природа во Христе не способна на то.
54. Итак, действительно верно и истинно то, что было сказано о сотворенных дарах, которые были даны и присвоены человеческой природе Христа – что она [природа] обладает ими сама по себе. Но это не простирается на то могущество, которое Писания и древние Отцы Церкви на основании Писаний приписывают человеческой природе, которую принял на Себя Христос.
55. Ибо для оживления [воскресения], для обретения всей премудрости и всякой власти на небе и на земле, для держания всего в Своих руках, для того чтобы иметь все в подчинении у Своих ног, для очищения от греха и т.д. – для всего этого нужны не сотворенные дары, но безграничные Божественные свойства. И все же, согласно тому, что провозглашено в Писаниях, все это было дано и сообщено человеку Христу (Иоан.5:27; 6:39; Мат.28:18; Дан.7:14; Иоан.3:35; 13:3; Мат.11:27; Ефес.1:22; Евр.2:8; 1Кор.15:27; Иоан.1:3,14,51).
56. И о том, что это сообщение Божественных свойств не следует понимать per phrasin aut modum loquendi (как фразу или образное выражение), то есть – просто как слова по отношению к Личности, согласно только ее Божественной природе – но и согласно присвоенной человеческой природе, свидетельствуют три веских и неопровержимых аргумента, приводимых далее:
57. 1. Во-первых – существует единодушно признанное всей древней правоверной Церковью правило: то, что Христос принял по свидетельству Святого Писания, Он принял не согласно Своей Божественной природе (согласно ей Он [имел и] имеет это всегда, извечно) – но Личность приняла это во время ratione et respectu humanae naturae, то есть – имея в виду принятую человеческую природу и согласно этой природе [относительно этой природы].
58. 2. Во-вторых – Писания ясно свидетельствуют (Иоан.5:21 и далее, 6:39 и далее), что власть оживлять [воскрешать] и вершить суд была дана Христу по той причине, что Он есть Сын Человеческий и имеет Плоть и Кровь.
59. 3. В-третьих – Писания говорят о Сыне Человеческом не только в общем смысле, но также отчетливо отображают человеческую природу, которую Он принял на Себя. 1Иоан.(1:7): “...Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха”, – не только благодаря заслуге [Крови Христовой], однажды достигнутой на кресте; но в этом фрагменте Иоанн говорит о том, что в работе или в деянии оправдания – не только Божественная природа Христа, но также и Кровь Его per modum efficaciae (действенно), то есть реально, на самом деле, очищает нас от всех грехов. Таким образом, согласно Евангелию от Иоанна (6:48-58), Плоть Христова является животворящей пищей; кроме того, и Собор в Ефесе заключил на основании этого [заявления евангелиста и Апостола], что Кровь Христова имеет власть животворить, о чем говорится также и во многих других славных и цитируемых повсеместно свидетельствах древней правоверной Церкви по данному артикулу.
60. Итак, в то, что Христос принял это согласно Своей человеческой природе, и в то, что это было дано и сообщено природе, которую Христос принял на Себя – мы должны уверовать, опираясь на Писания. Но, как было сказано выше – поскольку две природы Христа объединены таким образом, что они не смешаны друг с другом и не преобразованы друг в друга, и каждая из них сохраняет свои естественные, существенные свойства так, что свойства одной природы никогда не становятся свойствами другой природы – эта доктрина также должна верно истолковываться и усердно оберегаться от всех ересей.
61. Таким образом, поскольку мы сами не изобретаем ничего нового, но принимаем и повторяем те истолкования, которые нам по этому вопросу передала, опираясь на доброе основание Святых Писаний, древняя правоверная Церковь, а именно – что Божественная сила, жизнь, могущество, величие и слава были даны человеческой природе, принятой на Себя Христом, не таким образом, как Отец от вечности передал Своему Сыну – согласно Божественной природе – Его сущность и все Божественные свойства, по которым Он имеет единую суть с Отцом и равен Богу (ибо Христос равен Богу только согласно Своей Божественной природе, в то время как, по принятой на Себя человеческой природе, Он ниже Бога; из чего очевидно, что мы не совершаем confusionem, exaequationem, abolitionem, то есть не производим никакого перемешивания, выравнивания, упразднения природ Христа), то также и сила к оживотворению присутствует во Плоти Христа не так, как в Его Божественной природе, то есть – не в виде существенного свойства.
62. Более того, это сообщение или передача имела место не путем существенного или естественного “вливания” свойств Божественной природы в человеческую – так, как будто человеческая сущность Христа имеет эти свойства сама по себе, независимо от Божественной сущности или – как будто человеческая природа Христа через это [посредством этого сообщения] целиком и полностью отложила свои природные, существенные свойства и была либо преобразована в Божественную природу, либо – при помощи этих сообщенных ей свойств, сама по себе стала равной ей, или же – что теперь обе природы должны обладать идентичными или, во всяком случае, равными природными, существенными свойствами и действиями [возможностями]. Ибо эти и подобные им ошибочные доктрины на основании Святого Писания были по справедливости отвергнуты и осуждены древними Соборами. Nullo enim modo vel facienda vel admittenda est aut conversio aut confusio aut exaequatio sive naturarum in Christo sive essentialium proprietatum. То есть: “Ибо ни в коем случае не должно поддерживаться [создаваться] или допускаться обращение, смешение или выравнивание природ Христа, или их существенных свойств”.
63. Соответственно, мы никогда не считали, что слова “realis communicatio”, или: “переданные realiter” – то есть слова о передаче, имеющей место на деле и воистину,– говорят о physica communicatio vel essentialis transfusio – физическом сообщении или передаче [“переливании”] по сути, то есть – о существенном, естественном сообщении или излиянии, посредством которого природы были бы смешаны по своей сути и по своим существенным свойствам, – как некоторые, ловко и порочно, вопреки голосу собственной совести извратили эти слова и фразы, стремясь опорочить чистую доктрину; однако, мы противопоставляли их только verbalis communicatio (словесной передаче), то есть – [мы противостояли их] доктрине, утверждающей, что это только phrasis, или modus loquendi (фраза и способ выражения), то есть – просто слова и не более того, просто надписи и имена; доктрине, которой они уделяют столь большое внимание, что забывают о каком-либо другом общении [свойств]. Таким образом, для истинного объяснения величия Христова, мы использовали такие термины, как “de reali communicatione” (об истинном [настоящем] общении), и хотели показать через них, что это общение произошло на деле и воистину – однако, без какого бы то ни было смешения природ и их существенных свойств.
64. Таким образом, в согласии с древней правоверной Церковью и тем, как она истолковывает эту доктрину на основании Святых Писаний, мы утверждаем и учим, что человеческая природа Христа приняла это величие по образу [по установлению] личностного единения, а именно – потому, что вся полнота Божества обитает во Христе, и обитает не так как в остальных святых мужах или Ангелах, но телесно, как в Своем собственном Теле – так, что оно сияет во всем своем величии, всей своей силе, славе и действенности в принятой [на Себя Христом] человеческой природе, добровольно [по Его усмотрению] – когда и как Он [Христос] того желает; и с этим же, в этом же и посредством этого же самого – Он проявляет, осуществляет и отправляет Свою Божественную власть, славу и действенность, подобно тому, как душа действует в теле и пламя в раскаленном металле (ибо посредством этих иллюстраций, о чем уже также упоминалось выше, вся древняя Церковь истолковывала сию доктрину).
65. Это было запечатано, и [по большей части] Христос воздерживался от этого во время уничижения – но теперь, после того как образ раба был отложен, это в полной мере, могущественно и публично проявляется перед всеми святыми, на небе и на земле, и в жизни грядущей мы также узрим эту Его славу лицом к лицу (Иоан.17:24).
66. Таким образом, во Христе присутствуют и остаются лишь всемогущество, величие, власть и слава, свойственные только Божественной природе – но все это сияет, проявляется и осуществляется в полной мере – хотя и добровольно – в принятой [Христом на Себя] и превознесенной человеческой природе Христа, с ней и через нее. Аналогично тому, как в раскаленном металле не существует двух разновидностей силы, которая сияет и пламенеет [как если бы пламя имело специфическую силу сиять и пламенеть и металл также имел бы [свою собственную] специфическую и отдельную силу сиять и пламенеть], но сила сиять и пламенеть является свойством пламени – однако поскольку пламя объединено с металлом, оно проявляет и осуществляет свою силу сиять и пламенеть в раскаленном металле, с ним и через него так, что отсюда, из этого единения, раскаленный металл также имеет силу сиять и пламенеть без преобразования [изменения] сущности и естественных свойств пламени и металла.
67. По этой причине мы понимаем такие свидетельства Писания, которые говорят о величии, к которому превознесена человеческая природа Христа, вовсе не таким образом, будто Божественное величие, свойственное Божественной природе Сына Божьего, в личности Сына Человеческого должно быть приписано [Христу] просто и исключительно согласно Его Божественной природе, или же – что это величие должно существовать в человеческой природе Христа только таким образом, что из него Его человеческая природа должна получить лишь только название и имя per phrasin et modum loquendi (стилем и образом выражения), то есть – только на словах; но на деле и воистину не должна иметь с ним ничего общего.
68. Ибо таким образом (поскольку Бог является духовным и неделимым Существом и потому присутствует везде и во всех тварях; и везде где Он есть – особенно, однако, в верующих и святых, где Он имеет с Собой особое Свое величие) можно было бы также по справедливости сказать, что во всех тварях, в которых есть Бог – но особенно в верующих и святых, в которых Он обитает – вся полнота Божества обитает телесно, [во всех, в ком Он обитает] сокрыты все сокровища премудрости и ведения, [и всем им] будто бы дана всякая власть на небе и на земле, потому что Святой Дух, Который имеет всю силу, дан им.
69. Таким образом, отсюда вытекает, будто не должно делаться никакого различия между Христом – согласно Его человеческой природе – и остальными святыми мужами, и, таким образом, Христос был бы лишен Своего величия, которое Он получил превыше всех тварей, как человек или согласно Своей человеческой природе.
70. Ибо никакое другое творение, будь то Ангел или человек, не может и не должен говорить: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле”, – поскольку, хотя Бог, во всей полноте Своей Божественности, которую Он везде имеет с Собой, присутствует в святых – Он [все же] не обитает в них телесно, равно как и не объединен с ними личностно, как во Христе. Ибо из такого личностного единения происходит то, что говорит Христос даже в отношении Своей человеческой природы (Мат.28:18): “Дана Мне всякая власть на небе и на земле”. А также в Иоан.(13:3): “Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его...”. И в Кол.(2:9): “Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно”. А также: “...Славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его... Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему” (Евр.2:7 и далее; Пс.8:6). “...Кроме Того, Который покорил Ему все” (1Кор.15:27).
71. Однако, мы ни в коем случае не веруем, не учим и не исповедуем такое придание величия Божьего и всех Его свойств человеческой природе Христа, посредством которого Божественная природа ослабляется [в результате которого исчезает что-то от Божественной природы], или посредством которого от Божественной природы что-то передается другой природе, не оставаясь в ней самой, или же – что человеческая природа по своей сути должна принять равное величие, отдельное или отличное от природы и сущности Сына Божьего – подобно тому как в случае, когда вода, вино или масло переливаются из одного сосуда в другой. Ибо человеческой природе, как и ни одной другой твари на небе или на земле, не свойственно всемогущество Божье таким образом, что она могла бы сама по себе стать всемогущим существом или иметь в себе (или осуществлять собой) свойства всемогущества. Ибо таким образом отрицалась бы человеческая природа Христа, полностью преобразовываясь в Божественную природу – что противоречит нашей христианской вере, а также доктрине всех пророков и Апостолов.
72. Но мы веруем, учим и исповедуем, что Бог Отец таким образом дал Духа Своего Христу, Своему возлюбленному Сыну, согласно той человеческой природе, которую Христос принял на Себя (из-за которой он называется также Мессией, то есть Помазанником), что Он принял Его дары не в той мере [не той мерой], как другие святые. Ибо на Господе Христе, согласно принятой Им на Себя человеческой природе (потому, что, согласно Его Божественности, Он един по сути со Святым Духом), почиет Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия [и страх Господень] (Кол.2:3; Ис.11:2; 61:1) –
73. не таким образом, что благодаря этому – как человек – Он знал и мог делать только некоторые вещи, как другие святые знают и могут делать Духом Божьим, Который созидает в них только сотворенные дары – но, поскольку Христос, согласно Своей Божественности, является второй Ипостасью Святой Троицы, и от Него, так же, как от Отца, происходит Святой Дух, будучи и оставаясь, таким образом, Его собственным Духом и собственным Духом Его Отца, во веки веков, нераздельным с Сыном Божьим – таким образом (как говорят Отцы Церкви), вся полнота Духа была передана посредством личностного единения Христу по Плоти, которая личностно объединена с Сыном Божьим.
74. Это добровольно [по усмотрению Христа] проявляется во всей своей силе в ней, с ней и через нее [в человеческой природе Христа, с ней и через нее] не таким образом, что Он [Христос, согласно Своей человеческой природе] что-то знает, а о чем-то не знает, что-то может, а чего-то не может – но [по принятой на Себя человеческой природе] Он знает и может все. Ибо на Него Отец безмерно излил Духа премудрости и могущества – так, что, как человек, Он принял через это личностное единение все знание и силу на деле и воистину. И, таким образом, все сокровища премудрости сокрыты в Нем, всякая власть дана Ему, и Он сидит одесную могущества и силы Божьей.
75. Из истории известно, что во времена императора Валента среди приверженцев арианства существовала особенная секта, называемая Агноитами – потому что они считали, что Сын, будучи Словом Отца, знал действительно все, но – что принятая Им на Себя человеческая природа не знает о многом; против них выступал также в своих трудах Григорий Великий.
76. За счет этого личностного единения и происходящего от него общения, которое Божественная и человеческая природы на деле и воистину имеют между собой в Личности Христа – Христу приписывается по Плоти то, чем Его Плоть, согласно своей природе и сущности, не может быть сама по себе, и то, что без этого единения она не может иметь, а именно – что Его Плоть является воистину животворящим яством, и Его Кровь – воистину животворящим питием; как засвидетельствовали двести Отцов Церкви на Соборе в Ефесе, что carnem Christi esse vivificam seu vivificatricem, то есть – что Плоть Христа является животворящей Плотью. Следовательно, также – что только этот, и никакой другой человек кроме Него, ни на небе, ни на земле, не может истинно сказать (Мат.18:20): “...Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”. А также (Мат.28:20): “...И се, Я с вами во все дни до скончания века”.
77. И эти свидетельства мы понимаем не так, будто только Божественная сущность Христа представлена с нами в христианской Церкви и христианском собрании; точно также, как подобное присутствие никаким образом вообще не относится к человеческой сущности Христа – ибо если бы это было так, то Петр, Павел и все святые на Небесах, поскольку Божественная сущность, которая вездесуща, обитает в них, также были бы с нами на земле, что Святые Писания, однако, свидетельствуют только о Христе, и ни о каком другом человеке кроме Него.
78. Но мы считаем, что этими словами [вышеприведенными фрагментами из Святого Писания] провозглашается величие человека Христа, то величие, которое Христос принял, согласно Своей человеческой природе, сидя одесную величия и могущества Божьего, а именно – что также, согласно принятой на Себя человеческой природе и с ней, Он может присутствовать и присутствует там, где Он того желает, и особенно – что в Своей Церкви и собрании верующих на земле Он присутствует как Посредник, Глава, Царь и Первосвященник; причем присутствует не только Его часть или половина, но вся Личность Христа, которой принадлежат обе природы – как Божественная, так и человеческая; и не только по Своей Божественной сущности, но также и по принятой Им на Себя человеческой природе и с ней – по той человеческой природе, согласно которой Он является нашим Братом, а мы – плоть от плоти и кость от кости Его.
79. И Свое Святое Причастие Он учредил как раз для формирования в нас уверенности и для подтверждения нам того, что Он будет с нами – будет обитать и эффективно действовать в нас также согласно той природе, по которой Он имеет Плоть и Кровь.
80. Опираясь на это прочное основание, доктор Лютер, память о котором благословенна, также [точно и ясно] писал относительно величия Христова и относительно Его человеческой природы.
81. В Большом Исповедании о Святом Причастии он пишет про Личность Христа следующее: “Итак, поскольку Он [Христос] – такой человек, Который сверхъестественным образом является единой Личностью с Богом, и помимо этого человека нет Бога – то отсюда должно следовать, что также, согласно третьей, сверхъестественной форме, Он есть и может быть во всяком месте, где есть Бог, и все существует в и через полноту Христову – также согласно человеческой сущности: не согласно телесной, поддающейся осмыслению форме, но согласно сверхъестественной, Божественной форме” (Tom 2, Wittenb., German, fol.191).
82. “Ибо на том вы должны стоять [это вы должны исповедовать] и это утверждать: Везде, где Христос присутствует согласно Своей Божественной сущности, там Он является естественной и Божественной Личностью, и там Он присутствует также физически и лично – как это хорошо показывает Его зачатие в утробе Матери. Ибо, если Ему необходимо было стать Сыном Божьим, Он должен был физически и лично побывать в утробе матери и стать Человеком. Итак, где бы Он ни был физически и лично – на том же месте Он должен быть так же и Человеком. Ибо [во Христе] не существует двух раздельных Личностей, но только одна Личность: где она есть, там есть одна, неделимая Личность; и когда вы можете сказать: ‘Здесь есть Бог’, там вы также должны сказать, что Человек Христос также находится там. И если бы вы могли указать такое место, где есть Бог, но нет Человека, то личность уже была бы разделена – потому что в таком случае я могу справедливо сказать: ‘Здесь есть бог, который не является человеком, и который никогда так и не стал человеком’.
83. Однако такого бога для меня не существует! Ибо отсюда последовал бы вывод о том, что существует такое место [пространство], которое отделяет две природы друг от друга и разделяет Личность, хотя даже смерть и все злые силы не могли бы расчленить их или отделить их друг от друга.
84. И что же это был бы тогда за Христос? [Как ценить и сколько молиться такому Христу?] Такой Христос был бы божественной и человеческой личностью в одно и то же время не более чем только в одном месте, в то время как во всех других местах Он должен был бы быть только лишь отдельным Богом и Божественной Личностью, не обладающей никакой человеческой сущностью. Нет, мой друг, везде, где вы помещаете Бога, вы должны поместить вместе с Ним также и Его человеческую сущность. Они не позволяют друг другу отделиться друг от друга или разъединиться друг с другом. Там [во Христе] была сотворена одна Личность, и она не отделяет от себя [то есть Христос не отделяет от Себя] принятую человеческую природу”.
85. В маленькой книжечке, посвященной последним словам Давида, которую доктор Лютер написал незадолго до своей смерти, он говорит следующее: “Согласно другому, временному человеческому рождению – также и вечная сила Божья была дана Ему, однако [это произошло], [конкретно] во времени, и не было от вечности. Ибо человеческая сущность Христа не существовала извечно, как Его Божественная сущность – но, как мы считаем и пишем, Иисусу, Сыну Марии, в этом году 1543 года от роду. Но, с того момента когда Божественная и человеческая сущность были объединены в одной Личности, Человек, Сын Марии, является и называется всемогущим, вечным Богом, имеющим вечное могущество, Который создал и поддерживает все, PER COMMUNICATIONEM IDIOMATUM, – по той причине, что Он обладает единой Личностью с Божественностью и является также истинным Богом. Об этом Он говорит в Мат.(11:27): ‘Все предано Мне Отцом Моим’, – и в Мат.(28:18): ‘...Дана Мне всякая власть на небе и на земле’. Кому это: ‘Мне’? Мне, Иисусу из Назарета, Сыну Марии, рожденному Человеком? Извечно я имею это от Отца, до того, как Я стал Человеком. Но когда Я стал Человеком, Я получил это в определенное время – согласно Своей человеческой сущности – и держал это запечатанным до Моего воскресения и вознесения, после чего это было явлено и провозглашено, как говорит Св.Павел (Рим.1:4): ‘И открылся Сыном Божиим в силе’. Иоанн называет это словом ‘прославлен’ [17:5]” (Tom.5, Wittenberg, German, fol. 545).
86. Подобные свидетельства можно найти во многих трудах доктора Лютера, но особенно – в книге “Слова ['Сие есть Тело Мое'] по-прежнему нерушимы”, а также в “Большом Исповедании о Святом Причастии”. На эти работы, как на хорошо обоснованные истолкования величия Христова [сидящего] одесную Бога и Его завета, мы ссылаемся из соображений краткости в этом артикуле так же, как и в артикуле о Святом Причастии, как было упомянуто ранее.
87. Таким образом, мы считаем пагубным заблуждением, когда Христу, согласно Его человеческой природе, отказывают в таком величии. Ибо тем самым – христиане лишаются того огромного утешения, которое они имеют в приведенном выше обетовании о присутствии и обитании с ними их Главы, Царя и Первосвященника, Который обещал им, что не только одна лишь Его Божественная сущность будет с ними; сущность, которая для нас, бедных грешников, – как всепоглощающий огонь для сухого жнивья; но что Он, – Человек, Который говорил с ними, Который познал все невзгоды в той человеческой природе, которую Он принял на Себя, и Который, таким образом, имеет сострадание к нам, как к людям и Своим братьям – Он будет с нами во всех наших бедах также согласно той природе, по которой Он является нашим братом, а мы – плоть от плоти Его.
88. Таким образом, мы единодушно отвергаем и осуждаем устами и сердцем все заблуждения, не соответствующие представленной доктрине – как противоречащие пророческим и апостольским Писаниям, чистым [принятым и одобренным] Символам и нашему христианскому Аугсбургскому Исповеданию:
89. 1. Когда кто-то верует или учит, что человеческая природа, за счет личностного единения, смешивается с Божественной природой или преобразуется в нее.
90. 2. Также – что человеческая природа Христа является вездесущей в той же форме [таким же образом], что и Божественная – как некая бесконечная сущность, посредством присущей ей силы и свойств.
91. 3. А также – что человеческая природа Христа стала равной и подобной Божественной природе по ее содержанию и сути или по ее существенным свойствам.
92. 4. А также – что человеческая природа Христа в локальном (ограниченном) масштабе простирается повсеместно на небе и на земле – что должно приписываться даже не Божественности [не столько Божественности]. Но что Христос, посредством Своего всемогущества, может присутствовать Своим Телом, которым Он воссел одесную величия и силы Божьей, везде, где Он только того пожелает, особенно же – там, где Он обещал это Свое присутствие в Слове Своем, как [например] при отправлении Святого Причастия, [и] это Его всемогущество и мудрость [всеведение] могут быть легко достигнуты без изменения или упразднения Его истинной человеческой природы.
93. 5. А также – что за нас пострадала и нас искупила лишь человеческая природа Христа, к страданиям которой Сын Божий не имеет совершенно никакого отношения.
94. 6. А также – что Христос присутствует с нами на земле в проповедуемом Слове и в верном отправлении Святых Таинств – только согласно Своей Божественной природе, и что это присутствие Христа не имеет никакого отношения к человеческой сущности, которую Он принял на Себя.
95. 7. А также – что человеческая природа, которую Христос принял на Себя, на деле и воистину не имеет никакого общения с Божественной силой, могуществом, премудростью, величием и славой, но лишь носит общее с ней название и имя.
96. Эти заблуждения, и все, что противоречит и противостоит [благочестивой и чистой] доктрине, представленной выше, мы отвергаем и осуждаем, как противоречащее чистому Слову Божьему, Писаниям Святых пророков и Апостолов, нашей христианской вере и исповеданию. И мы увещеваем всех христиан – поскольку в Святых Писаниях Христос назван тайной, о которую разобьют себе головы все еретики – не впадать в самонадеянные и хитроумные измышления и расследования подобных тайн силой собственного разума, но, по примеру прославленных Апостолов, просто уверовать, закрыть глаза своего разума и пленить всякое помышление в послушание Христу (2Кор.10:5), утешиться [и стремиться к самому восхитительному и верному утешению] и, таким образом, радоваться непрестанно тому факту, что наша плоть и кровь помещена столь высоко – одесную величия и всемогущества Божьего. Так мы наверняка обретем постоянное утешение в любом бедствии и надежно охраним себя от всякого пагубного заблуждения.

Случайное фото

Венчание Михаила и Вальмы, 29.06.2014 г.

Венчание Михаила и Вальмы, 29.06.2014 г.

Смотреть альбом

Отзывы

Здравствуйте, Елена. Спасибо Вам большое за отзыв. Рады, что сайт оказался Вам полезен. Материалами сайта Вы, конечно, можете пользоваться, но крайне желательно, со ссылкой на первоисточник. :)

11.08.2014
Антон
Петрозаводск

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31 / +7-953-535-81-54
  • sola-gratia@yandex.ru