Новости
05.06.2017

Детская программа "Путешествия апостола Павла"

С 5 по 8 июня при нашей церкви будет проходить познавательная библейская программа для детей. Добро пожаловать!
31.05.2017

Посещение девой Марией Елисаветы

Начало вечерни в 18:00.
25.05.2017

Вознесение Господне

Прошла вечерня.
24.05.2017

Литературное кафе

Прошла встреча, посвящённая повести Альберта Лиханова "Мальчик, которому не больно".
22.05.2017

Христианский киноклуб

В нашем приходе состоялось открытие Христианского киноклуба Петрозаводска!

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Артикул X

О ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДАХ,

которые [обычно] называют adiaphora, или непринципиальными вопросами:
1. Относительно церемоний церковных обрядов, которые ни заповеданы, ни запрещены в Слове Божьем, но были учреждены в Церкви из добрых намерений, ради доброго порядка и пристойности или же для поддержания христианской дисциплины – между теологами Аугсбургского Исповедания также имеет место разногласие:
2. Одна сторона утверждает, что во времена преследований и в случае подтверждения исповедания [когда требуется исповедание веры] – даже если враги Евангелия не вступают с нами в соглашение по поводу доктрины – тем не менее, некоторые [давным-давно] упраздненные обряды, сами по себе не являющиеся принципиальными и, с одной стороны – не заповеданные, но, с другой стороны – и не запрещенные Богом, по настоянию и требованию противников могут быть вновь учреждены без вступления в компромисс со своей совестью, и, следовательно, в таких вопросах, которые [сами по себе] не имеют принципиального значения или несущественны, мы действительно можем прийти к соглашению [иметь сходство, сообразовываться] с противниками.
3. Однако, другая сторона утверждает, что во времена преследований, в случае подтверждения исповедания – особенно когда противники замышляют или принуждением, или коварным обманом подавить чистое учение и стремятся постепенно вновь ввести в наши церкви свою ложную доктрину – это [сообразовывание], даже по непринципиальным вопросам, как уже было сказано выше, ни в коем случае недопустимо – без вступления в противоречие со своей совестью и причинения ущерба Божественной истине.
4. Для того чтобы объяснить это противоречие, и, по милости Божьей, в конце концов, урегулировать его, мы [в полном соответствии со Словом Божьим] предлагаем христианскому читателю следующее простое утверждение относительно данного вопроса:
5. Когда под именем и под предлогом adiaphora [под видом непринципиальных вопросов] предлагаются вещи, принципиально противоречащие Слову Божьему (хотя и замаскированные [“перекрашенные”]) – они не должны рассматриваться как нечто неважное, что-то такое, в чем каждый волен поступать по своему усмотрению, но их следует избегать, как того, что запрещено Богом. Подобным же образом – к понятию adiaphora или к непринципиальным вопросам не следует относить такие обряды, которые, во избежание преследований, создают видимость или являются имитацией того, будто наша вера и вера папистов не так уж далеки друг от друга, или – как будто вера папистов, по меньшей мере, не является в высшей мере оскорбительной для нас. Или же – когда подобные обряды создаются с той целью и когда они требуются и принимаются в том смысле, будто через них и их посредством обе противоречащие друг другу религии могут быть примирены и стать единым телом, а также когда должны иметь место или постепенно вытекать из этих обрядов новое впадание в папство и уход от чистой Евангельской доктрины и истинной веры [когда существует опасность того, что мы снова можем впасть в папство и отойти или оказаться на грани постепенного уклонения от чистого Евангельского учения].
6. Ибо в этом случае применимо то, что Павел пишет в 2Кор.(6:14;17): “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?.. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь”.
7. Подобным же образом – когда проявляется тщетность и глупость, не приносящая пользы ни для доброго порядка, ни для христианской дисциплины, ни для евангельской пристойности в Церкви – все это также не является истинным adiaphora или непринципиальным делом.
8. Но, что касается истинных adiaphora или непринципиальных вопросов (как уже объяснялось выше), мы веруем, учим и исповедуем, что такие обряды сами по себе не являются ни поклонением Богу, ни даже частью этого поклонения, но должны надлежащим образом отличаться от таковых, как сказано: “Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим” (Мат.15:9).
9. Таким образом, мы веруем, учим и исповедуем, что собрание Божье везде и всегда имеет, доброе право, силу и власть [в отношении вопросов, относящихся к истинной adiaphora] согласно собственным обстоятельствам, надлежащим и приличествующим образом изменять, умалять и усиливать их, не проявляя при этом бездумия и оскорбления, и в любое время это может рассматриваться как наиболее полезное, наиболее благотворное и самое лучшее для [сохранения] доброго порядка, [поддержания] христианской дисциплины [и для eujtaxiva достойного провозглашения Евангелия] и для назидания Церкви. Более того, о том, как мы можем с доброй совестью уступать немощным в вере в таких внешних, непринципиальных вопросах, Павел учит в Рим.14, подтверждая это собственным примером (Деян.16:3; 21:26; 1Кор.9:19).
10. Мы веруем, учим и исповедуем также, что во времена подтверждения исповедания [когда требуется исповедание небесной истины], когда враги Слова Божьего хотят подавить чистую доктрину Святого Евангелия – все собрание Божье, все христиане, но особенно – служители Слова, как лидеры общины Божьей [как те, кого Бог помазал управлять Своей Церковью] – обязываются Словом Божьим исповедовать свободно и открыто [благочестивую] доктрину и то, что относится ко всей [чистой] религии не только на словах, но также на деле и воистину; и что в таком случае, даже в тех вопросах, которые воистину и сами по себе являются adiaphora, они не должны уступать противникам или допускать, чтобы эти непринципиальные вопросы навязывались им их врагами – будь то посредством насилия [давления] или хитрости – в ущерб истинному служению Богу и для введения и санкционирования идолопоклонничества.
11. Ибо сказано (Гал.5:1): “Итак стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства”. А также – в Гал.(2:4 и далее): “А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Иисусе Христе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас”.
12. [Очевидно, что в этом фрагменте Павел говорит об обрезании, которое в то время стало вопросом непринципиальным (1Кор.7:18 и далее), и которое в других случаях соблюдалось Павлом (хотя и с христианской и духовной свободой, Деян.16:3). Но когда лжеапостолы принуждают к обрезанию для учреждения своей ложной доктрины (то есть настаивая на том, что дела Закона необходимы для праведности и спасения) и используют это во зло, для укрепления своего заблуждения в умах людей, Павел говорит, что он не уступил бы ни на час – чтобы евангельская истина не пострадала, но сохранилась неповрежденной].
13. Таким образом, Павел соглашается и уступает слабым [в вере] в вопросах о еде и соблюдении дней (Рим.14:6). Однако лжеапостолам, которые стремятся навязать это сознанию [людей] как нечто необходимое, он не уступает (даже) в таких вещах, которые сами по себе относятся к adiaphora (Кол.2:16): “Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник...”. И когда Петр с Варнавой пошли на какие-то уступки [уступили больше, чем им следовало бы] – в таком случае крайней необходимости Павел открыто порицает их, как тех, кто в этом отношении “не прямо поступают по истине Евангельской” (Гал.2:11 и далее).
14. Ибо это уже не вопрос о каких-то внешних, непринципиальных вещах, по своей природе и сути являющихся и остающихся добровольными – и, соответственно, применение или игнорирование которых не может ни заповедоваться, ни запрещаться; но это вопрос, стоящий на первом месте, вопрос, касающийся выдающегося артикула нашей христианской веры, как свидетельствует Апостол: дабы истина благовествования сохранилась – вопрос, который затуманивается и извращается принуждением или заповедью, потому что эти непринципиальные вопросы (уступки по этим непринципиальным вопросам) в таком случае либо публично требуются (вымогаются) для поддержания ложной доктрины, предрассудков и идолопоклонничества и для подавления чистого учения и христианской свободы, либо, по меньшей мере, используются для этой цели противниками и рассматриваются таким образом [когда полагают, что они должны быть восстановлены для такого злоупотребления и с такой порочной целью].
15. Подобным же образом – на карту также ставится артикул о христианской свободе – артикул, к сохранению которого столь ревностно призывает Святой Дух устами святых Апостолов, как мы только что об этом слышали. Ибо, как только данный артикул принижается [ослабляется], и человеческие предписания [человеческие традиции] насильно вводятся в Церковь [и навязывается представление], будто пренебрегать этими предписаниями ошибочно и грешно – сразу же подготавливается путь для идолопоклонничества; впоследствии же человеческие предписания [человеческие традиции] преумножаются и рассматриваются в качестве Божественного служения [поклонения], которое становится не только эквивалентным и равноценным тому, что заповедано Богом, но даже выше последнего.
16. Более того – в результате такой [преждевременной] уступки и компромисса по внешним вопросам – там, где раньше не было христианского единства в доктрине, идолопоклонники [еще больше] утверждаются в своем идолопоклонничестве. С другой стороны – истинно верующие угнетаются, подвергаются соблазну и ослабляются в своей вере [их вера прискорбнейшим образом потрясается и разрушается, будто бы стенобитным орудием]. И того и другого каждый христианин обязан избегать ради благополучия своей души и спасения, как сказано: “Горе миру от соблазнов!” – а также: “А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской” [Мат.18:6,7].
17. Но следует особо помнить, что говорит Христос: “Итак всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным” (Мат.10:32).
То же, во что всегда и везде веровали и что исповедовали относительно таких непринципиальных вопросов главные учителя Аугсбургского Исповедания, по стопам которых мы следуем, и чье исповедание мы, по милости Божьей, намерены сохранять и оберегать – [наиболее ясно] показано в следующих свидетельствах, полученных из Шмалькальденских Артикулов, составленных и подписанных в 1537 году:
18. Фрагмент из Шмалькальденских Артикулов, составленных в 1537 году и т.д.
19. В Шмалькальденских Артикулах (“О Церкви”) по этому поводу говорится следующее: “Мы не согласны с ними (с папскими епископами), что они являются Церковью – и в самом деле они ею не являются. Равно как мы не станем прислушиваться к тем вещам, которые, прикрываясь именем Церкви, они предписывают и запрещают. Ибо, слава Богу, [сегодня] семилетний ребенок знает, что такое Церковь, а именно – [что это] святые и верующие, овцы, которые слышат голос своего Пастыря”. И чуть выше: (“О посвящении в сан и призвании”): “Если бы епископы были истинными епископами и посвящали себя Церкви и Евангелию, то это [этот сан] могло бы быть даровано им, игнорируя, однако, все комедии и импозантные деяния нехристианского свойства и вида, ради любви и единства – но не потому, что есть необходимость в рукоположении и конфирмировании нас и наших проповедников. Но – так как они не являются, да и не желают быть истинными епископами, а хотят быть мирскими правителями и господами, которые не проповедуют, не учат, не крестят, не отправляют Святого Причастия, не совершают никакой другой работы или другого служения в Церкви и, более того, преследуют и осуждают тех, кто, будучи призван на все эти деяния, отправляет перечисленные функции – то Церковь не должна из-за них оставаться без служителей”.
20. И в артикуле “О папстве” из Шмалькальденских Артикулов говорится (с.475): “Таким образом – так же, как мы не можем служить самому дьяволу как Господу и Богу – мы не можем терпеть его апостола, папу, или антихриста, когда он правит как глава или господин. Ибо его папское правление воистину заключается в том, чтобы лгать, убивать и навечно разрушать тело и душу”.
21. И трактат О власти и верховенстве [примате] папы, приложенный к Шмалькальденским Артикулам, подписанный теологами и представленный ими собственноручно, содержит такие слова: “Никто не должен отягощать Церковь своими собственными традициями, но здесь должно практиковаться правило, что ничья власть или авторитет не может быть выше Слова Божьего”.
22. И чуть ниже (с.517): “В этом случае, все христиане должны усерднейшим образом остерегаться того, чтобы не стать соучастниками безбожного учения, богохульств и неправедных жестокостей папы, но должны оставить и проклясть папу со всеми его последователями, как царство антихриста – именно так, как заповедал Христос (Мат.7:15): ‘Берегитесь лжепророков’. И Павел заповедует нам избегать лжеучителей, предавая их анафеме как мерзость. И во 2Кор.6:14 он говорит: ‘Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо... что общего у света со тьмою?’
23. Это серьезное и тяжелое дело – отделиться от столь многих земель и народов и исповедовать отдельную доктрину – но такова заповедь Божья, что каждый должен остерегаться и не вступать в соглашение с теми, кто поддерживает лжеучение или помышляет о поддержании его методами жестокости”.
24. Также и доктор Лютер дал пространное наставление Церкви Божьей в специальном трактате, посвященном тому, как следует относиться к обрядам вообще, и особенно к adiaphora [непринципиальным вопросам] (Тоm.3, Jena, с.523, а также – в 1530 г., что можно найти в Tom.3, Jena, German).
25. Из этого объяснения каждый может понять, что следует делать или не делать каждой христианской общине и каждому христианину, а также большинству проповедников – особенно во времена подтверждения исповедания [когда должно быть произведено вероисповедание] – чтобы не вступить в противоречие с совестью в отношении adiaphora и при этом не гневить Бога [чтобы не провоцировать Бога на справедливое негодование], не наносить ущерб любви, не способствовать укреплению врагов Слова Божьего и не вводить в соблазн слабых в вере.
26. 1. Таким образом, мы отвергаем и осуждаем как заблуждение, когда предписания человеческие рассматриваются сами по себе как служение Богу, либо часть такого служения.
27. 2. Мы также отвергаем и осуждаем как заблуждение, когда эти предписания силой навязываются общине Божьей, как нечто необходимое.
28. 3. Мы также отвергаем и осуждаем как заблуждение – мнение тех, кто считает (в ущерб истине), что во времена преследований мы можем уступать врагам Святого Евангелия в отношении [возрождения] таких adiaphora [вопросов, не имеющих принципиального значения] или вступать с ними в соглашения.
29. 4. Подобным же образом, мы рассматриваем как достойный порицания грех, когда во времена гонений совершается что-то такое – будь то в вопросах, не имеющих принципиального значения, либо в доктрине или в чем-то другом, имеющем отношение к вере, – что способствует во благо врагам Евангелия, словом или делом противореча и противостоя христианскому вероисповеданию.
30. 5. Мы отвергаем и осуждаем также [как безумие], когда эти adiaphora [вопросы, не имеющие принципиального значения] отвергаются таким образом, словно община [Церковь] Божья, в своей христианской свободе, не вольна в любое время и в любом месте использовать один или более из них – согласно обстоятельствам, так, как это будет наиболее полезно для Церкви.
31. Тогда [согласно этой доктрине] церкви не будут осуждать друг друга по причине расхождений в обрядах – если, в своей христианской свободе, одна церковь имеет их меньше или больше – при условии, что они согласны друг с другом в доктрине и во всех ее артикулах, а также в правильном отправлении Святого Причастия – согласно хорошо известному высказыванию: Dissonantia ieiunii non dissolvit consonantiam fidei, то есть: “Несогласие в посте не разрушает согласия в вере”.

Случайное фото

Адвент 2016

Адвент 2016

Смотреть альбом

Отзывы

Здравствуйте, Елена. Спасибо Вам большое за отзыв. Рады, что сайт оказался Вам полезен. Материалами сайта Вы, конечно, можете пользоваться, но крайне желательно, со ссылкой на первоисточник. :)

11.08.2014
Антон
Петрозаводск

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31 / +7-953-535-81-54
  • sola-gratia@yandex.ru