Новости
03.05.2017

Литературное кафе

Начало в 18:00.
25.04.2017

День евангелиста Марка

Церковь отмечает память евангелиста.
20.04.2017

Соболезнование

Отошла к Господу Людмила Семёновна Уланен, супруга пастора Юхо Паккаря и кантор Чалнинского прихода.

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Артикул X

О ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДАХ,

которые [обычно] называют adiaphora, или непринципиальными вопросами:
1. Относительно церемоний церковных обрядов, которые ни заповеданы, ни запрещены в Слове Божьем, но были учреждены в Церкви из добрых намерений, ради доброго порядка и пристойности или же для поддержания христианской дисциплины – между теологами Аугсбургского Исповедания также имеет место разногласие:
2. Одна сторона утверждает, что во времена преследований и в случае подтверждения исповедания [когда требуется исповедание веры] – даже если враги Евангелия не вступают с нами в соглашение по поводу доктрины – тем не менее, некоторые [давным-давно] упраздненные обряды, сами по себе не являющиеся принципиальными и, с одной стороны – не заповеданные, но, с другой стороны – и не запрещенные Богом, по настоянию и требованию противников могут быть вновь учреждены без вступления в компромисс со своей совестью, и, следовательно, в таких вопросах, которые [сами по себе] не имеют принципиального значения или несущественны, мы действительно можем прийти к соглашению [иметь сходство, сообразовываться] с противниками.
3. Однако, другая сторона утверждает, что во времена преследований, в случае подтверждения исповедания – особенно когда противники замышляют или принуждением, или коварным обманом подавить чистое учение и стремятся постепенно вновь ввести в наши церкви свою ложную доктрину – это [сообразовывание], даже по непринципиальным вопросам, как уже было сказано выше, ни в коем случае недопустимо – без вступления в противоречие со своей совестью и причинения ущерба Божественной истине.
4. Для того чтобы объяснить это противоречие, и, по милости Божьей, в конце концов, урегулировать его, мы [в полном соответствии со Словом Божьим] предлагаем христианскому читателю следующее простое утверждение относительно данного вопроса:
5. Когда под именем и под предлогом adiaphora [под видом непринципиальных вопросов] предлагаются вещи, принципиально противоречащие Слову Божьему (хотя и замаскированные [“перекрашенные”]) – они не должны рассматриваться как нечто неважное, что-то такое, в чем каждый волен поступать по своему усмотрению, но их следует избегать, как того, что запрещено Богом. Подобным же образом – к понятию adiaphora или к непринципиальным вопросам не следует относить такие обряды, которые, во избежание преследований, создают видимость или являются имитацией того, будто наша вера и вера папистов не так уж далеки друг от друга, или – как будто вера папистов, по меньшей мере, не является в высшей мере оскорбительной для нас. Или же – когда подобные обряды создаются с той целью и когда они требуются и принимаются в том смысле, будто через них и их посредством обе противоречащие друг другу религии могут быть примирены и стать единым телом, а также когда должны иметь место или постепенно вытекать из этих обрядов новое впадание в папство и уход от чистой Евангельской доктрины и истинной веры [когда существует опасность того, что мы снова можем впасть в папство и отойти или оказаться на грани постепенного уклонения от чистого Евангельского учения].
6. Ибо в этом случае применимо то, что Павел пишет в 2Кор.(6:14;17): “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?.. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь”.
7. Подобным же образом – когда проявляется тщетность и глупость, не приносящая пользы ни для доброго порядка, ни для христианской дисциплины, ни для евангельской пристойности в Церкви – все это также не является истинным adiaphora или непринципиальным делом.
8. Но, что касается истинных adiaphora или непринципиальных вопросов (как уже объяснялось выше), мы веруем, учим и исповедуем, что такие обряды сами по себе не являются ни поклонением Богу, ни даже частью этого поклонения, но должны надлежащим образом отличаться от таковых, как сказано: “Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим” (Мат.15:9).
9. Таким образом, мы веруем, учим и исповедуем, что собрание Божье везде и всегда имеет, доброе право, силу и власть [в отношении вопросов, относящихся к истинной adiaphora] согласно собственным обстоятельствам, надлежащим и приличествующим образом изменять, умалять и усиливать их, не проявляя при этом бездумия и оскорбления, и в любое время это может рассматриваться как наиболее полезное, наиболее благотворное и самое лучшее для [сохранения] доброго порядка, [поддержания] христианской дисциплины [и для eujtaxiva достойного провозглашения Евангелия] и для назидания Церкви. Более того, о том, как мы можем с доброй совестью уступать немощным в вере в таких внешних, непринципиальных вопросах, Павел учит в Рим.14, подтверждая это собственным примером (Деян.16:3; 21:26; 1Кор.9:19).
10. Мы веруем, учим и исповедуем также, что во времена подтверждения исповедания [когда требуется исповедание небесной истины], когда враги Слова Божьего хотят подавить чистую доктрину Святого Евангелия – все собрание Божье, все христиане, но особенно – служители Слова, как лидеры общины Божьей [как те, кого Бог помазал управлять Своей Церковью] – обязываются Словом Божьим исповедовать свободно и открыто [благочестивую] доктрину и то, что относится ко всей [чистой] религии не только на словах, но также на деле и воистину; и что в таком случае, даже в тех вопросах, которые воистину и сами по себе являются adiaphora, они не должны уступать противникам или допускать, чтобы эти непринципиальные вопросы навязывались им их врагами – будь то посредством насилия [давления] или хитрости – в ущерб истинному служению Богу и для введения и санкционирования идолопоклонничества.
11. Ибо сказано (Гал.5:1): “Итак стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства”. А также – в Гал.(2:4 и далее): “А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Иисусе Христе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас”.
12. [Очевидно, что в этом фрагменте Павел говорит об обрезании, которое в то время стало вопросом непринципиальным (1Кор.7:18 и далее), и которое в других случаях соблюдалось Павлом (хотя и с христианской и духовной свободой, Деян.16:3). Но когда лжеапостолы принуждают к обрезанию для учреждения своей ложной доктрины (то есть настаивая на том, что дела Закона необходимы для праведности и спасения) и используют это во зло, для укрепления своего заблуждения в умах людей, Павел говорит, что он не уступил бы ни на час – чтобы евангельская истина не пострадала, но сохранилась неповрежденной].
13. Таким образом, Павел соглашается и уступает слабым [в вере] в вопросах о еде и соблюдении дней (Рим.14:6). Однако лжеапостолам, которые стремятся навязать это сознанию [людей] как нечто необходимое, он не уступает (даже) в таких вещах, которые сами по себе относятся к adiaphora (Кол.2:16): “Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник...”. И когда Петр с Варнавой пошли на какие-то уступки [уступили больше, чем им следовало бы] – в таком случае крайней необходимости Павел открыто порицает их, как тех, кто в этом отношении “не прямо поступают по истине Евангельской” (Гал.2:11 и далее).
14. Ибо это уже не вопрос о каких-то внешних, непринципиальных вещах, по своей природе и сути являющихся и остающихся добровольными – и, соответственно, применение или игнорирование которых не может ни заповедоваться, ни запрещаться; но это вопрос, стоящий на первом месте, вопрос, касающийся выдающегося артикула нашей христианской веры, как свидетельствует Апостол: дабы истина благовествования сохранилась – вопрос, который затуманивается и извращается принуждением или заповедью, потому что эти непринципиальные вопросы (уступки по этим непринципиальным вопросам) в таком случае либо публично требуются (вымогаются) для поддержания ложной доктрины, предрассудков и идолопоклонничества и для подавления чистого учения и христианской свободы, либо, по меньшей мере, используются для этой цели противниками и рассматриваются таким образом [когда полагают, что они должны быть восстановлены для такого злоупотребления и с такой порочной целью].
15. Подобным же образом – на карту также ставится артикул о христианской свободе – артикул, к сохранению которого столь ревностно призывает Святой Дух устами святых Апостолов, как мы только что об этом слышали. Ибо, как только данный артикул принижается [ослабляется], и человеческие предписания [человеческие традиции] насильно вводятся в Церковь [и навязывается представление], будто пренебрегать этими предписаниями ошибочно и грешно – сразу же подготавливается путь для идолопоклонничества; впоследствии же человеческие предписания [человеческие традиции] преумножаются и рассматриваются в качестве Божественного служения [поклонения], которое становится не только эквивалентным и равноценным тому, что заповедано Богом, но даже выше последнего.
16. Более того – в результате такой [преждевременной] уступки и компромисса по внешним вопросам – там, где раньше не было христианского единства в доктрине, идолопоклонники [еще больше] утверждаются в своем идолопоклонничестве. С другой стороны – истинно верующие угнетаются, подвергаются соблазну и ослабляются в своей вере [их вера прискорбнейшим образом потрясается и разрушается, будто бы стенобитным орудием]. И того и другого каждый христианин обязан избегать ради благополучия своей души и спасения, как сказано: “Горе миру от соблазнов!” – а также: “А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской” [Мат.18:6,7].
17. Но следует особо помнить, что говорит Христос: “Итак всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным” (Мат.10:32).
То же, во что всегда и везде веровали и что исповедовали относительно таких непринципиальных вопросов главные учителя Аугсбургского Исповедания, по стопам которых мы следуем, и чье исповедание мы, по милости Божьей, намерены сохранять и оберегать – [наиболее ясно] показано в следующих свидетельствах, полученных из Шмалькальденских Артикулов, составленных и подписанных в 1537 году:
18. Фрагмент из Шмалькальденских Артикулов, составленных в 1537 году и т.д.
19. В Шмалькальденских Артикулах (“О Церкви”) по этому поводу говорится следующее: “Мы не согласны с ними (с папскими епископами), что они являются Церковью – и в самом деле они ею не являются. Равно как мы не станем прислушиваться к тем вещам, которые, прикрываясь именем Церкви, они предписывают и запрещают. Ибо, слава Богу, [сегодня] семилетний ребенок знает, что такое Церковь, а именно – [что это] святые и верующие, овцы, которые слышат голос своего Пастыря”. И чуть выше: (“О посвящении в сан и призвании”): “Если бы епископы были истинными епископами и посвящали себя Церкви и Евангелию, то это [этот сан] могло бы быть даровано им, игнорируя, однако, все комедии и импозантные деяния нехристианского свойства и вида, ради любви и единства – но не потому, что есть необходимость в рукоположении и конфирмировании нас и наших проповедников. Но – так как они не являются, да и не желают быть истинными епископами, а хотят быть мирскими правителями и господами, которые не проповедуют, не учат, не крестят, не отправляют Святого Причастия, не совершают никакой другой работы или другого служения в Церкви и, более того, преследуют и осуждают тех, кто, будучи призван на все эти деяния, отправляет перечисленные функции – то Церковь не должна из-за них оставаться без служителей”.
20. И в артикуле “О папстве” из Шмалькальденских Артикулов говорится (с.475): “Таким образом – так же, как мы не можем служить самому дьяволу как Господу и Богу – мы не можем терпеть его апостола, папу, или антихриста, когда он правит как глава или господин. Ибо его папское правление воистину заключается в том, чтобы лгать, убивать и навечно разрушать тело и душу”.
21. И трактат О власти и верховенстве [примате] папы, приложенный к Шмалькальденским Артикулам, подписанный теологами и представленный ими собственноручно, содержит такие слова: “Никто не должен отягощать Церковь своими собственными традициями, но здесь должно практиковаться правило, что ничья власть или авторитет не может быть выше Слова Божьего”.
22. И чуть ниже (с.517): “В этом случае, все христиане должны усерднейшим образом остерегаться того, чтобы не стать соучастниками безбожного учения, богохульств и неправедных жестокостей папы, но должны оставить и проклясть папу со всеми его последователями, как царство антихриста – именно так, как заповедал Христос (Мат.7:15): ‘Берегитесь лжепророков’. И Павел заповедует нам избегать лжеучителей, предавая их анафеме как мерзость. И во 2Кор.6:14 он говорит: ‘Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо... что общего у света со тьмою?’
23. Это серьезное и тяжелое дело – отделиться от столь многих земель и народов и исповедовать отдельную доктрину – но такова заповедь Божья, что каждый должен остерегаться и не вступать в соглашение с теми, кто поддерживает лжеучение или помышляет о поддержании его методами жестокости”.
24. Также и доктор Лютер дал пространное наставление Церкви Божьей в специальном трактате, посвященном тому, как следует относиться к обрядам вообще, и особенно к adiaphora [непринципиальным вопросам] (Тоm.3, Jena, с.523, а также – в 1530 г., что можно найти в Tom.3, Jena, German).
25. Из этого объяснения каждый может понять, что следует делать или не делать каждой христианской общине и каждому христианину, а также большинству проповедников – особенно во времена подтверждения исповедания [когда должно быть произведено вероисповедание] – чтобы не вступить в противоречие с совестью в отношении adiaphora и при этом не гневить Бога [чтобы не провоцировать Бога на справедливое негодование], не наносить ущерб любви, не способствовать укреплению врагов Слова Божьего и не вводить в соблазн слабых в вере.
26. 1. Таким образом, мы отвергаем и осуждаем как заблуждение, когда предписания человеческие рассматриваются сами по себе как служение Богу, либо часть такого служения.
27. 2. Мы также отвергаем и осуждаем как заблуждение, когда эти предписания силой навязываются общине Божьей, как нечто необходимое.
28. 3. Мы также отвергаем и осуждаем как заблуждение – мнение тех, кто считает (в ущерб истине), что во времена преследований мы можем уступать врагам Святого Евангелия в отношении [возрождения] таких adiaphora [вопросов, не имеющих принципиального значения] или вступать с ними в соглашения.
29. 4. Подобным же образом, мы рассматриваем как достойный порицания грех, когда во времена гонений совершается что-то такое – будь то в вопросах, не имеющих принципиального значения, либо в доктрине или в чем-то другом, имеющем отношение к вере, – что способствует во благо врагам Евангелия, словом или делом противореча и противостоя христианскому вероисповеданию.
30. 5. Мы отвергаем и осуждаем также [как безумие], когда эти adiaphora [вопросы, не имеющие принципиального значения] отвергаются таким образом, словно община [Церковь] Божья, в своей христианской свободе, не вольна в любое время и в любом месте использовать один или более из них – согласно обстоятельствам, так, как это будет наиболее полезно для Церкви.
31. Тогда [согласно этой доктрине] церкви не будут осуждать друг друга по причине расхождений в обрядах – если, в своей христианской свободе, одна церковь имеет их меньше или больше – при условии, что они согласны друг с другом в доктрине и во всех ее артикулах, а также в правильном отправлении Святого Причастия – согласно хорошо известному высказыванию: Dissonantia ieiunii non dissolvit consonantiam fidei, то есть: “Несогласие в посте не разрушает согласия в вере”.

Случайное фото

Крещение Лильи 15.06.14 г.

Крещение Лильи 15.06.14 г.

Смотреть альбом

Отзывы

Добро пожаловать на обновленный сайт прихода. Оставляйте здесь свои замечания, пожелания, просьбы и отзывы.

10.01.2014
Антон
Петрозаводск

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31
  • sola-gratia@yandex.ru