Новости
24.08.2017

День ап. Варфоломея

Церковь отмечает память апостола.
06.08.2017

Преображение

Церковь праздновала торжество Преображения нашего Господа.
25.07.2017

День ап. Иакова Старшего

Церковь отмечала память апостола.
22.07.2017

День Марии Магдалины

Церковь отмечала память жён-мироносиц.
21.07.2017

Молитвенная просьба

В рамках издательского проекта Церкви Ингрии ко Дню Реформации планируется издание Библии с лютеранскими комментариями. Просьба молиться о том, чтобы проект был завершён в срок.

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Артикул XI

О ВЕЧНОМ БОЖЬЕМ ПРЕДВЕДЕНИИ И ИЗБРАНИИ

1. Хотя среди теологов Аугсбургского Исповедания до сих пор не возникало публичных разногласий о вечном избрании чад Божьих – разногласий, которые повлекли бы за собой искушения или получили бы широкую огласку, все же – поскольку данный артикул обсуждался в других местах, причем горячо и небезразлично, и даже среди наших теологов имели место некоторые волнения по этому вопросу; более того, поскольку эти выражения не всегда применялись теологами в отношении этого таким образом – для того чтобы, по милости Божьей, предотвратить несогласие и разделение по этому поводу среди наших последователей в будущем, мы, насколько это в наших силах, решили также объяснить это здесь – так, чтобы каждый мог знать, о чем единодушно гласят наши доктрина, вера и исповедание по данному артикулу.
2. Ибо доктрина в отношении данного артикула, если она вытекает из Божественного Слова и соответствует его характеру [и выработана по аналогии со Словом Божьим и по вере], не может и не должна рассматриваться как праздная или бесполезная, а тем более – как ведущая к соблазну или приносящая ущерб, потому что Святые Писания – не только в одном месте и случайно, но во многих местах, вполне закономерно и надлежащим образом – настаивают на том же самом [истолковывают это аналогично].
3. Более того, мы не должны пренебрегать доктриной о Божественном Слове или отвергать ее по причине злоупотребления и недоразумения [недопонимания], но только потому, что, для предотвращения всех злоупотреблений и недоразумений, истинное значение (этой доктрины) должно быть объяснено на основании Писаний. И (потому) простая, ясная суть [небесной доктрины] по данному артикулу, соответственно, заключается в следующем:
4. Во-первых – должно тщательно соблюдаться различие между такими понятиями, как вечное предведение [предопределение] Божье и вечное избрание [предызбрание] Его чад к вечному спасению. Ибо praescientia vel praevisio (“предзнание” или “предведение”) – то есть свойство, заключающееся в том, что Бог видит и знает все до того, как это происходит, которое называется Божьим предведением – простирается на все твари, как хорошие, так и плохие; а именно – то, что Он видит и заранее знает обо всем, что происходит или будет происходить, что имеет место или будет иметь место, независимо от того, хорошо это или плохо, поскольку для Бога все вещи – и то, что было в прошлом, и то, что будет – очевидны и имеют место в настоящем. Об этом сказано в Мат.(10:29): “Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего”. И в Псалме (138:16): “Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было”. А также в Ис.(37:28): “Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я знаю все; знаю и дерзость твою против Меня”.
5. Однако, вечное избрание Божье, vel praedestinatio (или предопределение), то есть Божье предназначение ко спасению – не простирается одновременно на благочестивых и порочных, но только на чад Божьих, которые были избраны и предопределены к вечной жизни до основания мира, как говорит Павел в Ефес.(1:4,5): “Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа”.
6. Предведение Божье (praescientia) предвидит и знает заранее также и о том, что является злом – однако все обстоит не так, будто данное зло должно произойти по милостивой воле Божьей; но Бог предвидит и знает заранее обо всем, что предпринимается и совершается по извращенной, порочной воле дьявола и людей. И Его praescientia – то есть предведение – распространяется также и на порочные деяния, так как предел [ограничение] и мера для зла установлены Богом: хотя Бог этого зла не желает, [но Им установлено] насколько далеко это зло может зайти, как долго оно может длиться, когда и как Он пресечет и накажет его. Ибо все это Господь Бог использует так, чтобы оно способствовало прославлению Божественного имени и спасению избранных Его, а неблагочестивые, в результате, должны быть повергнуты в смятение.
7. Однако началом и причиной зла является не предведение Божье (ибо Бог не творит и не осуществляет зла, равно как Он не способствует и не помогает ему), но порочная, извращенная воля дьявола и людей [является причиной зла] – как сказано в Ос.(13:9): “Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне – опора твоя!” А также: “Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой” (Пс.5:5).
8. Вечное избрание Божье, однако, не только предвидит спасение и знает заранее о нем – но является также, по милостивой воле Божьей и соизволению Его во Христе Иисусе, причиной [движущей силой], которая производит, созидает, поддерживает наше спасение, способствует ему и всему, что к нему относится. И на этом [Божественном избрании] зиждется наше спасение, так, что врата ада не одолеют его (см. Мат.16:18); как сказано в Иоан.(10:28): “...И никто не может похитить их (овец) из руки Отца Моего”. А также в Деян. (13:48): “...И уверовали все, которые были представлены к вечной жизни”.
9. Не то чтобы это вечное избрание или Божье предназначение к вечной жизни в Его таинственном и непостижимом замысле должно рассматриваться таким примитивным образом, будто оно не включает в себя ничего сверх того, или же – как будто ничего другого не относится к этому и ничего другого не должно было рассматриваться под этим, кроме того, что Бог предвидит [знает заранее], сколько людей, и кто именно будет спасен, а также – сколько и кто именно будет осужден, или же – что Он проводит некую разновидность военной переклички: “Этот будет спасен, тот будет осужден, этот пребудет непоколебимым [в вере до конца], тот отпадет от веры”.
10. Ибо это [представление] порождает во многих странные, опасные и вредоносные помыслы, которые производят и укрепляют либо чувство безнаказанности и нежелание раскаиваться, либо чувство безысходности и отчаяния – так что они впадают в мучительные помыслы и [ибо так некоторые, хотя бы иногда, думают с опасностью для себя и] говорят: “Поскольку до основания мира (Ефес.1:4) Бог предузнал [предопределил] избранных Своих ко спасению, и предведение Божье нерушимо и никем не может быть изменено (Ис.14:27; Рим.9:19) – следовательно, если я предызбран ко спасению, ничто не может повредить мне в этом отношении, даже если я совершаю всевозможные грехи и постыдные вещи, избегая покаяния, не уделяю должного внимания и почтения к Слову и Таинствам, не проявляю никакого интереса ни к покаянию, ни к вере, ни к молитве, ни к благочестивой жизни – но я, мол, тем не менее, должен быть спасен и буду спасен, потому что предведение [предызбрание] Божье должно осуществиться. Если же я, наоборот, не избран [не предопределен] – то мне все равно ничто не поможет, даже если я буду очень озабочен Словом, если я буду каяться, веровать и т.д.; ибо я не могу воспрепятствовать исполнению или же изменить предведение [избрание] Божье”.
11. И в самом деле, также и у благочестивых сердец – даже когда они, по милости Божьей, имеют покаяние, веру и добрые намерения [намерение вести благочестивый образ жизни] – возникают такие мысли: “Если вы извечно не избраны ко спасению, то все [ни отдельные ваши попытки, ни все ваши старания] не имеет никакого значения”. Это особенно часто случается, когда они видят свою слабость и примеры тех, кто не сохранил непоколебимости [в вере до конца], но снова отпал [от истинной благочестивости и стал вероотступником].
12. Этому заблуждению и таким [опасным] помыслам мы должны противопоставлять следующий чистый, верный и несокрушимый аргумент: Поскольку все Писание богодухновенно и должно служить не для [взращивания] чувства безнаказанности и нежелания раскаиваться, но “для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности” (2Тим.3:16); а также – поскольку все в Слове Божьем предписано нам не для того, чтобы мы вводились им в отчаянье, но “чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду” (Рим.15:4) – таким образом, несомненно, что здравое использование доктрины о вечном предведении Божьем ни в коем случае не должно способствовать порождению или укреплению непокаянности [нежелания раскаиваться] или отчаянья. Соответственно, Писания преподают эту доктрину только так, чтобы направить нас к [открытому] Слову (Ефес.1:13; 1Кор.1:7), побудить к покаянию (2Тим.3:16), призвать к благочестивой жизни (Ефес.1:14; Иоан.15:3), укрепить нашу веру и уверенность в спасении (Ефес.1:13; Иоан.10:27 и далее; 2Фессал.2:13 и далее).
13. Таким образом, если мы хотим правильно и с пользой для дела думать или говорить о вечном избрании или предопределении и предназначении чад Божьих к вечной жизни, мы должны приучать себя размышлять не просто о таинственном, запечатанном, непостижимом предведении Божьем, но о том, как замысел, цель и предназначение Божье во Христе Иисусе, Который есть истинная Книга Жизни, открывается нам через Слово,
14. а именно – о том, что вся доктрина о цели, замысле, воле и предписании Божьем, имеющая отношение к нашему искуплению, призванию, оправданию и спасению, должна приниматься как единое целое; как Павел разбирает и истолковывает этот артикул (в Рим.8:29 и далее; Ефес.1:4 и далее), и как Христос также показывает в притче [о брачном пире] (Мат.22:1 и далее), а именно – что Бог в Своем замысле предназначил:
15. 1. Что человеческая раса воистину искуплена и примирена с Богом через Христа, Который, Своей непогрешимостью [невинностью], покорностью, страданиями и смертью заслужил для нас имеющую ценность в глазах Божьих праведность и вечную жизнь.
16. 2. Что эта заслуга и дары Христовы должны представляться, предлагаться нам и распределяться среди нас через Его Слово и Таинства.
17. 3. Что посредством Его Святого Духа, через Слово – когда оно проповедуется, слушается и осмысливается – Он будет действовать в нас, обращая сердца к истинному покаянию и сохраняя их в истинной вере.
18. 4. Что Он оправдает всех тех, кто в истинном покаянии принимает Христа истинной верой, и примет их в милость, усыновление и наследие жизни вечной.
19. 5. Что Он также освятит в любви тех, кто оправдан таким образом, как Св.Павел говорит в Ефес.1:4.
20. 6. Что Он также будет защищать их – в их величайшей слабости – от дьявола, мира и плоти, будет направлять и вести их Своими путями, поднимать их снова, когда они спотыкаются, утешать их в страданиях и искушениях и сохранять их [для жизни вечной].
21. 7. Что Он также будет укреплять, усиливать и поддерживать до самого конца то доброе деяние, которое Он начал в них – если они твердо придерживаются Слова Божьего, усердно молятся, пребывают во благости [милости] Божьей и верно используют принятые дары.
22. 8. Что, в конце концов, Он навечно спасет и прославит в жизни вечной тех, кого Он избрал, призвал и оправдал.
23. И [в самом деле] в этом замысле, с этой целью и предназначением – Бог приготовил спасение не только вообще, но, по милости Своей, рассмотрел и избрал ко спасению всех и каждого человека из избранных, которые должны быть спасены через Христа, а также предопределил, что только что упомянутым образом Он – Своей милостью, дарами и действенностью – приведет их туда [сделает их причастниками вечного спасения], поможет, поддержит, укрепит и сохранит их.
24. Все это, согласно Писаниям, включается в доктрину о вечном избрании Божьем к усыновлению и вечному спасению, и должно пониматься под этой доктриной; и этим ни в коем случае нельзя пренебрегать, когда речь идет о Божьем плане, предопределении, избрании и предназначении ко спасению. И, когда наши помыслы об этом артикуле сформированы таким образом и согласно Писаниям, мы можем, по милости Божьей, просто [и верно] подготовить себя к нему.
25. К дальнейшему объяснению и благотворному использованию доктрины о Божьем предведении [избрании] ко спасению относится также следующее: Поскольку только избранные, чьи имена записаны в Книге Жизни, спасены – как мы можем узнать, откуда и каким образом мы можем постичь, кто же это те избранные, которые могут и должны принимать данную доктрину в утешение?
26. И об этом мы не должны судить по своему разуму, по Закону или же по какому-то другому внешнему проявлению. Точно также – мы не должны пытаться раскрывать тайну, запечатанную в бездонной глубине Божественного избрания, но мы должны уделить внимание открывшейся нам воле Божьей. Ибо Он открыл нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил во Христе (см. Ефес.1:9 и далее; 2Тим.1:9 и далее).
27. Это, однако, открывается нам так, как говорит Павел (Рим.8:29 и далее): “Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал...”. Итак, Бог не призывает без средств [благодати] – но через Слово, как Он заповедал “проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах” (Лук.24:47). Св. Павел также свидетельствует о подобном, когда пишет: “Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещавает чрез нас, от имени Христова, от имени Христова просим: примиритесь с Богом” (2Кор.5:20). И гостей, которых Царь будет иметь на брачном пире Своего Сына, Он призывает через Своих посланных служителей (Мат.22:2 и далее): некоторых в первый, а других – во второй, в третий, в шестой, в девятый и даже в одиннадцатый час (Мат.20:3 и далее).
28. Таким образом, если мы хотим рассматривать наше вечное избрание ко спасению с пользой для дела, мы должны всеми путями стойко и прочно держаться того, что как проповедь покаяния, так и обетование Евангелия является universalis (всеобщим, вселенским) – то есть имеет отношение ко всем людям (Лук.24:47). По этой причине Христос заповедал, чтобы покаяние и прощение грехов проповедовалось во имя Его среди ВСЕХ народов. Ибо Бог возлюбил МИР и отдал Сына Своего (см.Иоан.3:16). Христос взял на Себя грех МИРА (см. Иоан.1:29), отдал Плоть Свою за жизнь МИРА (см.Иоан.6:51); Его Кровь есть умилостивление за грехи ВСЕГО МИРА (1Иоан.1:7; 2:2). Христос говорит: “Приидите ко Мне, ВСЕ труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мат.11:28). “Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы ВСЕХ помиловать” (Рим.11:32). “...Господь... долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы ВСЕ пришли к покаянию” (2Пет.3:9). “...Один Господь у всех, богатый для ВСЕХ призывающих Его” (Рим.10:12). “Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во ВСЕХ и на ВСЕХ верующих” (Рим.3:22). “Воля Пославшего Меня есть та, чтобы ВСЯКИЙ, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную” (Иоан.6:40). К тому же – такова заповедь Христа, чтобы всем, кому проповедовалось покаяние, также предлагалось и Евангельское обетование (Лук.24:27; Марк.16:15).
29. И это призвание Божье, которое производится через проповедь Слова, мы не должны рассматривать как лукавство – но нам следует знать, что таким образом Бог открывает Свою волю, что в тех, кого Он таким образом призывает, Он будет действовать через Слово Свое, чтобы они были просвещены, обращены и спасены. Ибо Слово, которым мы призываемся, является служением Духа, которое дает Дух, или которым Дух дается (2Кор.3:8), и [Слово является] силой Божьей ко спасению (Рим.1:16). И поскольку Святой Дух желает действовать через Слово, укреплять и давать силу и способность, то такова воля Божья, чтобы мы приняли Слово, уверовали в него и повиновались ему.
30. По этой причине избранные описываются следующим образом (Иоан.10:27): “Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную”. И в Ефес.(1:11,13) сказано, что те, кто сделались наследниками, бывши предназначены к тому, слышат Евангелие, веруют во Христа, молятся и благодарят, освящаются в любви, имеют надежду, терпение и утешение во время страданий (Рим.8:25); и, хотя все это очень слабо в них, все же они алчут и жаждут праведности (Мат.5:6).
31. Таким образом: “Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии... Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” (Рим.8:16,26).
32. Также и Святые Писания свидетельствуют, что Бог, Который призвал нас, столь верен, что, раз Он начал в нас доброе деяние, Он также будет поддерживать его до самого конца и совершенствовать его, если только мы сами не отвратимся от Него, но твердо пребудем до конца в начатом [в нас] деянии, для которого Он обещал Свою благодать (1Кор.1:9; Фил.1:6 [1Пет.5:10]; 2Пет.3:9; Евр.3:14).
33. Об этой открытой нам воле Божьей мы должны заботиться, ей мы должны следовать и ее усердно исполнять – потому что через Слово, которым Он призывает нас, Святой Дух дает благодать, силу и дары, и не следует [пытаться] измерять бездну скрытого избрания Божьего, как сказано в Лук.(13:24), когда “некто сказал Ему, ‘Господи! неужели мало спасающихся?’“ И Христос ответил: “Подвизайтесь войти сквозь тесные врата”. Соответственно, Лютер говорит [в предисловии своих комментариев к Посланию к Римлянам]: “Следуйте Посланию к Римлянам в таком порядке: в первую очередь заботьтесь [думайте] о Христе и о Его Евангелии – для того, чтобы вы могли признать свои грехи и Его милость; далее – боритесь с грехом, как Павел учит в главах с первой по восьмую; затем – когда в восьмой главе вы подойдете к искушению в страданиях и притеснениях – это научит вас в девятой, десятой и одиннадцатой главах тому, сколь утешительным является избрание...”.
34. Однако то, что “много званных, а мало избранных”– объясняется вовсе не тем фактом, что призвание Божье, совершаемое через Слово, имеет такое значение, будто Бог говорит: “Внешне, через Слово, Я действительно призываю в Мое Царство всех вас, кому Я даю Слово Свое; однако, в Моем сердце я не имею в виду этого по отношению ко всем – но только в отношении некоторых; ибо такова Моя воля, чтобы большая часть тех, кого Я призываю через Слово, не были просвещены и обращены, но пребывали и оставались в осуждении, хотя через Слово, во время призвания, Я в любом случае заявляю им о Себе”. Hoc enim esset Deo contradictorias voluntates affingere – то есть: “Ибо это было бы приписыванием Богу противоречивой воли”.
35. Такое заявление было бы учением о том, будто Бог, Который, несомненно, является Вечной Истиной, противоречит Сам Себе [или говорит одно, а в сердце вынашивает совершенно иное] – в то время, как, напротив, Бог [порицает и] наказывает и в людях такую порочность [такую изменчивость, такую нечестность], при которой человек заявляет одно, но вынашивает в сердце другое (Пс.5:10; 11:3 и далее).
36. Таким образом и все основание для утешения считается необоснованным и тщетным, когда нам ежедневно напоминают и увещевают (нужно вновь напоминать и увещевать) нас, что только из Слова Божьего, посредством которого Он соотносится с нами [имеет с нами дело] и призывает нас, мы должны познавать – какова Его воля в отношении нас, и что нам следует веровать, не сомневаясь в том, что оно утверждает и обещает нам.
37. По этой причине также Христос не только предлагает обетование Евангелия в общем, но скрепляет его Таинствами, которые добавляются [присоединяются к обетованию] как печати обетования, и которые, таким образом, подтверждают его [подтверждают определенность Евангельского обетования] каждому верующему в отдельности.
38. Поэтому Аугсбургское Исповедание в 11-ом артикуле говорит, что мы также сохраняем частное отпущение грехов и учим, что такова заповедь Божья, чтобы мы веровали в такое отпущение грехов и были уверены, что когда мы веруем в слово отпущения грехов – мы также наверняка примирены с Богом, как если бы мы услышали голос с Небес – как Апология объясняет этот артикул. Мы были бы полностью лишены этого примирения, если бы не подразумевали волю Божью в отношении нас в том призвании, которое производится через Слово и через Таинства.
39. Тогда было бы опрокинуто и отнято у нас само основание, заключающееся в том, что Святой Дух определенно желает присутствовать в проповедуемом, слышимом и анализируемом Слове и действовать через него. Таким образом, нет места упомянутому выше мнению, что избранные должны быть такими [среди избранных должны быть перечислены такие], которые даже пренебрегают Словом Божьим, отталкивают его от себя, богохульствуют и подвергают его гонениям (Мат.22:6; Деян.13:46); или которые, слыша его, ожесточают свои сердца (Евр.4:2,7), противятся Святому Духу (Деян.7:51), которые без покаяния, упорно пребывают во грехах (Лук.14:18), искренне не веруют во Христа (Марк.16:16), только создают вид [благочестивости] (Мат.7:22; 22:12) или же ищут других путей к праведности и спасению, помимо Христа (Рим.9:31).
40. Более того – как Бог предписал в Своем [вечном] плане, что Святой Дух должен призывать, просвещать и обращать избранных через Слово, и что Он будет оправдывать и спасать всех тех, кто истинной верой принял Христа – так Он также предопределил в Своем плане, что Он ожесточит, лишит спасения и осудит тех, кто (был) призван через Слово, если они отвергнут Слово и воспротивятся Духу Святому, желающему эффективно действовать в них через Слово и сохранять их в нем. И именно таким образом [в этом смысле] много званных, но мало избранных.
41. Ибо немногие принимают Слово и следуют ему, большинство пренебрегают Словом и не приходят на брачный пир (Мат.22:3 и далее). Причиной этого пренебрежения к Слову является не предведение [или избрание] Божье, но извращенная воля человека, отвергающая или извращающая средства и орудие Святого Духа, которые Бог, призывая его, предлагает ему, и противящаяся Святому Духу, который желает эффективно действовать через Слово – как говорит Христос: “...Сколько раз хотел Я собрать детей твоих... и вы не захотели!” (Мат.23:37).
42. Таким образом – многие, “когда услышат слово, с радостью принимают, но... во время искушения отпадают” (Лук.8:13). Однако, причина этого заключается не в том, что Бог, будто бы, не желает даровать милость для пребывания в вере тем, в ком Он начал доброе дело – ибо это противоречило бы тому, о чем Павел говорит в Филип.1:6. Причина же заключается в том, что они [сами] добровольно вновь отвратились от святой заповеди [Божьей], огорчили и ожесточили Святого Духа, вновь впали в мирские мерзости и вновь расположили свое сердце ко злу. Для них последнее состояние хуже первого (2Пет.2:10,20; Ефес.4:30; Евр.10:26; Лук.11:25).
43. Настолько тайна избрания открыта для нас в Слове Божьем, и если мы пребываем в нем и остаемся верными ему, то это очень полезная и целительная и несущая утешение доктрина. Ибо она очень действенно учреждает артикул о том, что мы оправданы и спасены безо всяких дел и наших собственных добродетелей – исключительно по милости, ради Христа. Ибо, до того как появился мир, до нашего появления, прежде заложения основания мира, когда мы, конечно же, не могли совершить ничего хорошего, мы были уже, согласно плану Божьему, по милости, избраны во Христе ко спасению (Рим.9:11; 2Тим.1:9).
44. Более того, таким образом мы опровергаем и отбрасываем все opiniones (мнения) и ошибочные доктрины относительно возможностей [сил] нашей собственной воли – потому что Бог в Своем плане, до начала мира, решил и предопределил, что Он Сам, силой Своего Святого Духа, будет производить и вырабатывать в нас через Слово все, что имеет отношение к нашему обращению.
45. Таким образом, эта доктрина дарует также превосходное и славное утешение, заключающееся в том, что Бог был столь сильно озабочен обращением, праведностью и спасением каждого христианина и столь верно вознамерился совершить это [а значит, обеспечил], что до основания мира Он продумал все это и в Своем [тайном] плане предопределил – как Он приведет меня к нему [призовет и приведет меня ко спасению] и сохранит меня в нем.
46. А также – что Он возжелал реализовать мое спасение столь хорошо и верно (качественно и надежно), что, поскольку – из-за слабости и порочности нашей плоти – оно может запросто быть утеряно из наших рук, или же – из-за коварства и могущества дьявола и мира – оно может быть вырвано и отобрано у нас, Он предопределил в Своем вечном плане, которому никто не может повредить, и отдал это на сохранение во всемогущую руку нашего Спасителя Иисуса Христа, откуда никто не может похитить нас (Иоан.10:28).
47. Следовательно, Павел также говорит (Рим.8:28,39): “Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас (призванных по Его изволению) от любви Божией во Христе Иисусе”. [Павел основывает определенность нашего блаженства на основании Божественного замысла, когда из нашего призвания по изволению Божьему он делает вывод, что никто не может отлучить нас... и т.д.]
48. Более того, эта доктрина предоставляет славное утешение во времена страданий и искушений, а именно – что Бог в Своем замысле до начала мира предопределил и положил, что Он будет помогать нам во всех бедствиях [огорчениях и трудностях], даровать нам терпение [в страданиях], побуждать [питать и ободрять] надежду и производить такой результат, который способствует нашему спасению.
49. А также – как Павел, весьма утешительно, говорит об этом (Рим.8:28,29,35,38,39) – что Бог, в замысле Своем, предопределил до начала мира, каким страданиям и испытаниям Он подвергнет каждого из избранных Своих в образе Своего Сына, и что для каждого из них все Его страдания содействуют ко благу – потому что они призваны согласно замыслу – в результате чего Павел и заключает: определенно и несомненно, что “ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем”.
50. Этот артикул предлагает также славное свидетельство о том, что Церковь Божья будет существовать и пребывать в противостоянии всем вратам ада, а также учит о том, что является истинной Церковью Божьей – чтобы мы не соблазнялись огромной властью [и могущественным видом] ложной церкви (Рим.9:24,25).
51. Из этого артикула также вытекают действенные увещевания и предупреждения – такие, как (Лук.7:30): они [фарисеи и законники] “отвергли волю Божию о себе...”. И (Лук.14:24): “Ибо сказываю вам, что никто из тех званных [но отказавшихся прийти] не вкусит Моего ужина”. А также (Мат.20:16): “Много званных, а мало избранных”. И в Лук.(8:8,18): “Кто имеет уши слышать, да слышит!... Наблюдайте, как вы слушаете”. Таким образом, доктрина об этом артикуле может быть с пользой применена для утешения и спасения [и может быть переведена, преобразована многими путями для нашего использования].
52. Но с особой осторожностью должно соблюдаться различие между тем, что по этому поводу отчетливо открывается в Слове Божьем – и тем, что не открывается. Ибо – помимо того, что было открыто во Христе относительно того, о чем мы до сих пор говорили – Бог до сих пор хранит в запечатанном виде многое из того, что относится к этой тайне, сохраняя это только для Своей мудрости и Своего всеведения, и нам не следует дотошно исследовать это и давать волю своим мыслям в этом направлении, не следует с любопытством вопрошать, но нужно [всецело] придерживаться открытого Слова [Божьего]. Это увещевание заслуживает самого пристального внимания.
53. Ибо наше любопытство всегда проявляется намного больше в отношении этих вещей [в исследовании тех вещей, которые скрыты и трудны для понимания], чем в отношении того, что Бог открыл нам в Слове Своем – потому что мы не можем соизмерить [взвешенно осмыслить] его, тем более что нам и не было заповедано делать это [поскольку некоторые вещи, относящиеся к этому Таинству, настолько сложны и запутаны, что мы не можем, используя наши природные способности, согласовать их; но этого и не требовал от нас Бог].
54. Таким образом, нет никаких сомнений, что Бог самым точным образом и наверняка заранее видел до начала этого мира и знает до сих пор – кто из призванных будет или не будет веровать. А также – кто из обращенных сохранит веру, а кто не сохранит; кто обратится после впадения [в тяжкий грех], а кто впадет в ожесточение [погибнет в своих грехах].
55. Также и число – сколько именно существует таких по обеим сторонам – вне всяких сомнений, в точности известно Богу. Однако – поскольку Бог сохранил эту тайну для Своей мудрости, не открыл нам ничего об этом в Слове Своем и в еще меньшей степени заповедовал нам мысленно исследовать это, но наоборот, серьезнейшим образом предостерег нас от этого (Рим.11:33 и далее) – нам не следует глубоко рассуждать об этом, делать выводы или с любопытством вопрошать об этом, но нам следует придерживаться Его открытого Слова, на которое Он указывает нам.
56. Таким образом – вне всяких сомнений, что Бог также знает и предопределил для каждого время и час его призвания и обращения [и когда Он вновь поднимет павших]. Но, поскольку это не было открыто нам, мы имеем заповедь не отступать от Слова и оставить время и час [обращения] Богу (Деян.1:7).
57. Подобным же образом – когда мы видим, что Бог дает Свое Слово в одном месте [одному царству или королевству], но не дает в другом [другому народу], забирает его из одного места [от одних людей] и позволяет ему пребывать в другом месте; а также, что один человек ожесточен, слеп, предается нечестивым и распутным помыслам, в то время как другой, который, фактически, виноват в том же самом, снова обращается к вере, и т.д.–
58. в этих и подобных вопросах Павел [Рим.11:22 и далее] устанавливает определенный предел для нас: насколько далеко мы можем зайти; а именно – что в одной из сторон [в том, что происходит с одной из сторон] мы должны признавать суд Божий [ибо Он заповедует нам видеть в тех, кто погибает – праведный суд Божий и наказание за грехи]. Ибо, когда Бог так наказывает страну или народ за пренебрежение Его Словом, это наказание распространяется также и на их потомство, они вполне заслуживают наказания за грехи – что мы должны видеть на примере иудеев.
59. И таким образом [посредством наказания] в некоторых странах Бог являет Свою суровость по отношению к тем, кто принадлежит Ему [для того, чтобы показать], чего мы все поистине заслуживаем, чего мы вообще стоим и были бы достойны – поскольку мы действуем беззаконно, вопреки Слову Божьему [неблагодарны по отношению к открытому Слову и живем недостойно Евангелия] и часто тяжко огорчаем Святого Духа – для того, чтобы мы могли жить в страхе Божьем, признавать и славить благость Божью, а не собственные заслуги [которые в нас или с нами], Святого Духа, Которому Он дает Свое Слово, и с Которым Он оставляет его, и Которого Он не ожесточит и не отвергнет.
60. Ибо, поскольку наша природа была извращена грехом и достойна гнева Божьего и осуждения, Бог не должен нам ни Слова, ни Духа, ни благодати; и, когда Он посылает нам эти дары по милости, мы нередко отталкиваем их от себя, делая себя недостойными вечной жизни (Деян.13:46). И это праведное, вполне заслуженное осуждение Он демонстрирует в некоторых странах, среди некоторых народов и на примере некоторых людей для того, чтобы, когда мы ставим себя рядом и сравниваем себя с ними [и находим, что мы очень и очень похожи на них], мы могли усердно учиться признавать и славить Божью чистую [безмерную] и незаслуженную милость в сосудах милосердия.
61. Ибо никакой несправедливости не совершено по отношению к тем, кто наказан и получил справедливое возмездие за свои грехи – но в остальных, кому Бог дает и в ком поддерживает Свое Слово, которым люди просвещаются, обращаются и сохраняются в вере, Бог являет Свою чистую [безмерную] благодать и милость, безо всякой заслуги [с их стороны].
62. Продвинувшись настолько в этом артикуле, мы остаемся на верном [безопасном и прекрасном] пути, как сказано в Ос.(13:9): “Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне – опора твоя!”
63. Однако – в отношении тех аспектов этого обсуждения, которые вознесены столь высоко и выходят за рамки наших возможностей – мы должны поднести палец к губам, вспомнить и сказать вместе с Павлом: “А ты кто, человек, что споришь с Богом?”
64. Ибо мы не можем и не должны исследовать это и вникать во все, что заключает в себе данный артикул; как провозглашает [учит на собственном примере] великий Апостол Павел, который – будучи немало оспариваем по поводу данного артикула, проистекающего из открытого Слова Божьего – когда подошел к моменту, где он показывает, что Бог сохранил для Своей скрытой премудрости относительно данной тайны, выражает это следующими решительными и резкими словами (Рим.11:33 и далее): “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?” – то есть вне и сверх того, что Он открыл нам в Слове Своем.
65. Соответственно – это вечное избрание Божье должно рассматриваться во Христе, а не вне Его или без Него. Ибо, как свидетельствует Апостол Павел (см.Ефес.1:4 и далее): “Он избрал нас в Нем [во Христе] прежде создания мира”, – как написано: “Он облагодатствовал нас [сделал нас приемлемыми] в Возлюбленном”. Такое избрание, при этом, открывается с Небес через проповедь Его Слова, когда Отец говорит (Мат.17:5): “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”. И Христос говорит (Мат.11:28): “Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. И о Святом Духе Христос говорит (Иоан.16:14): “Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам”.
66. Таким образом, вся Святая Троица – Бог Отец, Сын и Святой Дух – направляет всех людей ко Христу, как к Книге Жизни, где они должны искать вечное избрание Отца. Ибо это было решено Отцом предвечно, что всех, кого Он спасет – Он спасет через Христа, как Он Сам [Христос] говорит (Иоан.14:6): “Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня”. И снова, в Иоан.(10:9): “Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется”.
67. Именно Христос, как единородный Сын Божий, пребывающий в лоне Своего Отца, объявил нам волю Отца, и, таким образом – также наше вечное избрание к вечной жизни, а именно – когда Он говорит (Марк.1:15): “...Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие”. Подобным же образом Он говорит (Иоан.6:40): “Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную”. И снова [Иоан.3:16]: “Ибо так возлюбил Бог мир... и т.д. [, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”].
68. Отец хочет, чтобы все люди услышали это заявление, и желает, чтобы они пришли ко Христу – и Христос не изгонит их от Себя, как сказано в Иоан.(6:37): “...И приходящего ко Мне не изгоню вон”.
69. И для того чтобы мы могли прийти ко Христу, Святой Дух производит истинную веру через слышание Слова, о чем свидетельствует Апостол, говоря (Рим.10:17): “...Вера от слышания, а слышание от Слова Божия [а именно – когда оно проповедуется во всей своей истине и чистоте]”.
70. Таким образом, всякий, кому надлежит быть спасенным [кто желает спастись], не должен беспокоить или изводить себя размышлениями о тайном замысле Божьем – о том, является ли он также избранным или предопределенным к вечной жизни – размышлениями, которыми отвратительный и ничтожный сатана обычно совершает нападки на благочестивые сердца и досаждает им. Но следует слушать Христа [и взирать на Него, как на Книгу Жизни, в которой записано вечное избрание], Который является Книгой Жизни и вечным Божьим избранием к вечной жизни всех чад Божьих: Он свидетельствует всем людям, без всякого различия, что такова воля Божья, чтобы все люди пришли к Нему, все труждающиеся и отягощенные грехом – для того, чтобы Он мог успокоить и спасти их (Мат.11:28).
71. Согласно этой Его доктрине, они должны оставить свои грехи, покаяться, уверовать в Его обетование и всецело уповать на Него. И, поскольку мы не можем сделать этого сами, своими собственными силами, Святой Дух желает выработать [создать] в нас эти вещи, а именно – покаяние и веру, посредством Слова и Таинств.
72. И для того чтобы мы могли достичь этого, пребывать в этом и оставаться непоколебимыми [в своей вере], мы должны молить Бога о Его благодати, которую Он обещал нам в Его Святом Крещении – и нет никаких сомнений, что Он даст нам это, согласно Своему обетованию, как Он говорит в Лук.(11:11 и далее): “Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него”.
73. И поскольку Святой Дух обитает в ставших верующими избранных, как в Своем Храме, и не тщетен в них, но побуждает чад Божьих к покорности заповедям Божьим, то и верующие также не будут праздны [тщетны] и, тем более, не станут противостоять побуждению Духа Божьего, но будут проявлять себя во всех христианских добродетелях – в благочестии, скромности, воздержанности [умеренности], терпении, братской любви; и будут усердно стараться закрепить свое призвание и избрание по мере того, как они будут все больше испытывать могущество и силу [Святого] Духа в себе – для того чтобы они могли меньше сомневаться в этом. Ибо Дух свидетельствует избранным, что они – дети Божьи (Рим.8:16).
74. И, хотя иногда они впадают в столь тяжкое искушение, что им даже кажется, будто они не ощущают более силы обитающего [в них] Духа Божьего, и говорят, вместе с Давидом (Пс.30:23): “В смятении моем я думал: 'отвержен я от очей Твоих’”, – тем не менее, они должны, не взирая на свои внутренние ощущения и чувства, [снова быть ободрены] и сказать, вместе с Давидом, как написано в том же Псалме, сразу же после только что процитированных слов: “Но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе”.
75. И, поскольку наше избрание к вечной жизни основано не на нашей благочестивости или добродетелях, но целиком и полностью – на заслуге Христа и милостивой воле Его Отца, Который не может отречься от Себя [отказаться от Своих обещаний], потому что Он неизменен по воле и сути, поэтому, когда Его чада отпадают от обетования и претыкаются, Он снова призывает их к покаянию Словом Своим; и Святой Дух, таким образом, желает действовать в них для обращения [производя обращение]; и когда они снова обращаются к Нему истинной верой в истинном покаянии, в Его сердце всегда проявляется прежнее отеческое отношение ко всем, кто исполняется трепетом от Слова Его и, отвратившись от своего сердца, снова обращается к Нему, как сказано (Иер.3:1): “Говорят: если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась бы этим страна та? А ты со многими любовниками блудодействовала, – и однако же возвратилась ко Мне, говорит Господь”.
76. Более того, заявление из Иоан.(6:44) о том, что никто не может придти ко Христу, если не привлечет его Отец, верно и истинно. Однако, Отец не станет делать этого без средств [благодати], ибо Он заповедал для этой цели [использовать] Слово Свое и Таинства; и если человек не слышит проповеди Его Слова или пренебрегает им, ожидая, когда Отец привлечет его без Слова и Таинств, то это не имеет никакого отношения к воле Отца или Сына [то этого не желает ни Отец ни Сын]. Ибо Отец – действительно привлекает [призывает] к Себе силой Своего Святого Духа, однако – согласно Своему обычному порядку [порядку, заповеданному и учрежденному Им Самим], путем слышания Его Святого, Божественного Слова – как сетью, которой избранные вылавливаются из челюстей дьявола.
77. Каждый бедный грешник, таким образом, должен прибегнуть к этому [к Святой проповеди], слушать ее внимательно и не сомневаться в призыве Отца. Ибо Святой Дух будет со Словом Его, в Его силе; и будет действовать через него [посредством Слова]; и в этом заключается привлечение [призвание] Отцом.
78. Но причина того, почему не все слышащие его – веруют, и некоторые, таким образом, осуждены более глубоко [навеки на более суровое наказание], заключается не в том, что Бог лишил их спасения – но это их собственная вина, что они услышали Слово не для того, чтобы что-то познать из него – но лишь для того, чтобы пренебречь им, предать его поруганию и игнорировать его, и чтобы противиться Святому Духу, Который через Слово хотел действовать в них – как было во времена [земного служения] Христа с фарисеями и их приверженцами.
79. Следовательно, Апостол особо тщательно разделяет деяние Бога, Который лишь один созидает сосуды чести, – и деяния дьявола и человека, который по подстрекательству дьявола, а не по изволению Божьему, соделал себя сосудом гнева и бесславия. Ибо сказано (Рим.9:22 и далее): “Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе”.
80. Таким образом – здесь Апостол ясно говорит, что Бог щадил с великим долготерпением сосуды гнева, но не говорит, что Он сделал их сосудами гнева. Ибо если бы такова была Его воля, то не было бы надобности ни в каком великом долготерпении. Вина же за то, что они являются сосудами “готовыми к погибели”, ложится на дьявола и на самих людей, но не на Бога.
81. Ибо все приготовление к осуждению совершается дьяволом и людьми, посредством греха – но ни в коем случае не Богом, Который не желает, чтобы кто-то из людей был осужден. Как же тогда Он мог бы приготовить какого-то человека к осуждению? Ибо как Бог не является причиной грехов – так же Он не является и причиной наказания или проклятия. Но единственная причина проклятия – есть грех, “ибо возмездие за грех – смерть” (Рим.6:23). И как Бог не желает греха и не находит удовольствия во грехе, так Он не желает также и смерти грешника (см.Иезек.33:11) и не находит никакого удовольствия в его осуждении. Ибо Он не желает, “чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2Пет.3:9). Так и в Иезек.(18:23; 33:11) сказано: “...Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был”.
82. И Св.Павел свидетельствует ясными словами, что силой Божьей из сосудов бесславия – силой и деяниями Божьими – могут быть образованы сосуды чести, когда он пишет (2Тим.2:21): “Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело”. Ибо тот, кому нужно очиститься – сначала должен быть нечистым, а следовательно – он должен быть сосудом бесчестия. Но, в отношении сосудов милости, он ясно говорит, что Сам Господь подготовил их для славы – чего он не говорит в отношении осужденных, которые сами подготовили и сделали себя сосудами осуждения (а вовсе не Бог сделал их таковыми).
83. Более того, следует особенно иметь в виду, что когда Бог наказывает грех грехами, то есть когда Он, в конце концов, наказывает [духовной] черствостью и слепотой тех, кто был обращен – из-за проявленных ими впоследствии чувства безнаказанности, нераскаянности и сознательно совершаемые грехи – это не следует объяснять тем, что, мол, никогда не было соизволения Божьего на то, чтобы такие люди пришли к познанию истины и были спасены. Ибо оба нижеследующих факта являются открывшейся [открытой нам через Писания] волей Божьей:
Во-первых – что Бог примет в благодать всех, кто покается и уверует во Христа.
Во-вторых – что Он также накажет тех людей, которые добровольно [сознательно] отвратятся от святой заповеди, снова запутают себя в мерзости мира сего (2Пет.2:20), украсят [приберут, то есть откроют] свои сердца для сатаны (Лук.11:25 и далее) и пренебрегут Духом Божьим [оскорбят Духа] (Евр.10:29), и что они будут ожесточены, ослеплены и навеки осуждены, если пребудут во всем этом.
84. Соответственно – даже фараон [о котором написано в (Исх.9:16; Рим.9:17): “Но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле”] погиб не потому, что Бог “пожалел” спасения для него, и не потому, что таково было соизволение Божье, чтобы он [фараон] был осужден и погиб. Ибо Бог “долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб” (2Пет.3:9). Он также не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (см. Иезек.33:11).
85. Но то, что Бог ожесточил сердце фараона, а именно – то, что фараон снова и снова совершал грех, и чем более его увещевали, тем он становился все более черствым – это было наказанием за его прошлый грех и ужасающую тиранию, которую он проявлял по отношению к детям Израилевым вопреки обвинениям своего сердца многими и разнообразными путями, самым негуманным образом. И, поскольку Бог сделал так, что Его Слово проповедовалось и Его воля провозглашалась ему, но, тем не менее, фараон добровольно презрел все увещевания и предупреждения и пренебрег ими, Бог лишил его Своей поддержки – и, таким образом, его сердце ожесточилось и закостенело, а Бог совершил Свой суд над ним, ибо он не заслуживал ничего иного кроме адского огня.
86. Соответственно, святой Апостол также в качестве примера вспоминает об этой истории фараона именно для того, чтобы подтвердить с ее помощью праведность Божью, которую Он проявляет по отношению к нераскаявшимся и тем, кто пренебрегает Словом Его. Ни в коем случае, однако, он не намеревался сказать и не имел в виду того, что Бог, дескать, не предложил [“пожалел”] спасения для него, но предопределил его к вечному проклятию в Своем тайном замысле так, что он был не в состоянии или что у него не было возможности обрести спасение.
87. Эта доктрина и объяснение вечного и спасительного выбора [предопределения] избранных детей Божьих отдает Богу всю славу [в том], что во Христе Он спасает нас исключительно по милости, безо всяких наших собственных добрых дел, согласно замыслу Его воли, как сказано в Ефес.(1:5 и далее): “Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном”.
88. Таким образом, ложно и ошибочно [противоречит Слову Божьему] учение о том, что не одно только милосердие Божье и святейшая добродетель Христова – но что также нечто, существующее в нас, является причиной избрания Божьего, благодаря которому Бог выбрал нас к вечной жизни. Ибо не только до того, как мы совершили что-либо хорошее, но также до того, как мы были рождены, да, еще до основания мира, Он предызбрал нас во Христе; и потому, что “изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, – сказано было ей: ‘больший будет в порабощении у меньшего’, как и написано: ‘Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел’”(Рим.9:11 и далее; Быт.25:23; Мал.1:2 и далее).
89. Более того, данная доктрина никому не дает повода ни для отчаянья, ни для бесстыдной распутной жизни, а именно – когда людей учат, что они должны искать вечного избрания во Христе и Его Святом Евангелии, как в Книге Жизни, которая не исключает ни одного раскаявшегося грешника, но привлекает и призывает всех бедных, труждающихся и обремененных грешников [обеспокоенных ощущением гнева Божьего] к покаянию и осознанию своих грехов и к вере во Христа, обещает Святого Духа для очищения и обновления
90. и, таким образом, дает наиболее устойчивое утешение всем обеспокоенным, страдающим людям, [заключающееся] в осознании ими того, что их спасение находится не в их собственных руках – ибо, в противном случае, они потеряли бы его намного быстрее, чем это было в случае с Адамом и Евой в Раю; да, они могли бы потерять его в любой час и в любой момент – но [что спасение заключается] в милостивом избрании Божьем, Который открылся нам во Христе, из руки Которого никто не может похитить нас (Иоан.10:28; 2Тим.2:19).
91. Соответственно, если кто-то представляет доктрину о милостивом избрании Божьем таким образом, что встревоженные христиане не могут извлечь из нее утешения, но побуждаются ею к отчаянью, или же так, что нераскаявшиеся утверждаются в своей безответственности [безнаказанности] – то нет никаких сомнений, что такая доктрина преподается не в соответствии со Словом и волей Божьей, но согласно [слепому суждению человеческого] разума и подстрекательствам дьявола.
92. Ибо, как свидетельствует Апостол (Рим.15:4): “А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду”. Но когда это утешение и надежда ослабляются или полностью устраняются посредством Писания, то явно и определенно, что такое понимание и истолкование идет вразрез с волей и предназначением Святого Духа.
93. Мы пребываем в этом простом, верном [ясном], полезном понимании (толковании), прочно и хорошо основывающемся на открывшейся [нам в Писании] воле Божьей. Мы избегаем и остерегаемся всех надменных, [чересчур] проницательных вопросов и прений (обсуждений) [бесполезных для назидания]. А также [мы] отвергаем и осуждаем все, что противоречит этим простым и полезным истолкованиям.
94. Довольно (сказано) о противоречивых артикулах, обсуждаемых на протяжении вот уже многих лет среди теологов Аугсбургского Исповедания, в которых некоторые заблуждались, и о возникших суровых controversiae (противоречиях), то есть – религиозных диспутах.
95. Из этого нашего объяснения друзья и враги, а следовательно – все [желающие], могут определенно заключить, что у нас нет ни малейшего намерения хоть в чем-то ради временного мира, спокойствия и единства (тем более что его обеспечение не в наших силах) отступать от вечной, нерушимой истины Божьей. К тому же – такой мир и единство не могли бы быть прочными, поскольку они задуманы для того, чтобы противостоять истине и подавлять ее. В еще меньшей степени мы склонны к приукрашиванию и замалчиванию извращения чистой доктрины и к совершению ошибки, достойной всяческого осуждения.
96. Но мы испытываем искреннее благоволение и любовь, искреннюю склонность и полную заинтересованность в развитии того единства, посредством которого Божья слава [всецело и неделимо] достается Ему, а божественная истина Святого Евангелия не лишается ни малейшей своей части, когда не остается места ни для малейшего заблуждения, когда бедные [осознавшие свое бедственное состояние] грешники приводятся к истинному и искреннему покаянию, поднимаются верой, утверждаются в новой покорности и, таким образом, оправдываются и обретают вечное спасение – благодаря исключительно заслуге Христа.

Случайное фото

Конфирмация 15.05.2016 г. Поздравление Людмилы Викторовны

Конфирмация 15.05.2016 г. Поздравление Людмилы Викторовны

Смотреть альбом

Отзывы

Спасибо за прекрасно сделанный сайт! Божьих благословений! Надеюсь, вы не против, если воспользуюсь некоторыми вашими материалами?:)

08.08.2014
Баранова Елена
Ржев

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31 / +7-953-535-81-54
  • sola-gratia@yandex.ru